С пользой для души

Идея малобюджетного отдыха для семьи с автомобилем

 Прошлым  летом  (август 2009 года) наша семья в рекордные сроки собрала вещи и поехала на Белое море. … Мы добрались к вечеру, когда вдруг из-за сосен мы увидели его — бесконечное море в лучах заходящего солнца!  Однако на следующий  день оказалось, что оно было совсем не радо нашему приезду: дул пронизывающий ветер, вода была ледяной. Позагорав в ветровках полтора дня, мы решили превратить наше развлекательное путешествие в подобие паломнической поездки. О чем,  впрочем, нисколько не пожалели впоследствии.

Кстати, дорога вместе со всеми «экскурсиями» заняла меньше, чем полдня.  Вот где мы побывали на обратном пути с Белого моря:

 

Онега

Настоятель Свято-Троицкого собора и храма святого Лазаря Четверодневного в Онеге – очень деятельный батюшка — протоиерей Александр Коптев. Вместе с ним мы поднимаемся на заново отстроенную колокольню собора – такая высота, что у детей дух захватывает. С колокольни можно увидеть Белое море и город Онегу.

Второй этаж храма пока стоит в лесах – над ним идет монтаж купола. В храме – старые иконы, историю  появления каждой из них храме батюшка с любовью может рассказать. На первом этаже – помещения воскресной школы. Здесь, кроме стандартных для воскресной школы предметов (закона Божия,  истории)  проходит занятия музыкой, краеведением, лепкой,  иконописью.  На первом этаже также располагается библиотека,  Меня больше всего поразило, что батюшка рассказывал об учениках воскресной школы так, как только любящие родители могут говорить об успехах своих родных детей.

В алтарной части первого этажа – главное сокровище и святыня храма – Онежский крест – копия знаменитого Кийского креста патриарха Никона. Огромный деревянный крест (310см – высота и 192 см – ширина, такие же, как креста Господня) был обнаружен в 1998 году. По благословению владыки Тихона отец Александр стал восстанавливать этот уникальный крест-мощевик. Реставраторы  и иконописцы выполнили свою работу, а батюшка с 2008 года стал собирать частицы мощей. Уже в начале 2010 года (за рекордно короткое время!)  работа по сбору мощей была завершена. Онежский крест содержит 101 частицу мощей и 11 святых частиц (в том числе частицу  Креста  Господня, камни  от Гроба  Господня и с горы Голгофы,  частицы куста Неопалимой  Купины и дуба Мамврийского). В планах настоятеля Свято-Троицкого собора Онеги – завершение внутренних и наружных работ на храме и создание при храме гостиницы для паломников.

 

Кирилло-Сыринский Успенский монастырь

Пустеющая северная деревня: крепкие деревянные дома, здание бывшего магазина с почтовыми ящиками, которых не наберется и десятка, бело-синяя часовенка и ветшающий  деревянный храм поздней постройки — так сейчас выглядит место подвигов преподобного Кирилла Сырьинского. Удивительно, что в этой часовенке под спудом пребывают мощи преподобного. Наверное, именно его молитвами выстоял и не подвергся большему поруганию храм, а в часовенке такой порядок, будто только что у мощей был отслужен молебен. Преподобному Кириллу молятся о даровании детей.

К сожалению, Кирилл Сырьинский – достаточно редкий святой, его икону  мне так и не удалось отыскать в интернете. Сведения о жизни преподобного крайне скудны. Он родился в семье священника Чекуевского прихода (Онежский уезд), но рано остался сиротой. Будучи «не привыкшим к тяжелому сельскому труду, не желая быть кому-либо в тягость», святой  решил поступить в какую-либо из местных обителей. Таким монастырем, куда пришел сирота-подросток, оказался Александро-Ошевенский монастырь, стоявший в 42 верстах от города Каргополя, где его приняли в число братии. При монашеском постриге Кириак получил имя Кирилл. «Под руководством опытного старца — духовного отца — Кирилл последовательно трудился во всех монастырских службах, с послушанием и любовью исполняя приказываемое».

Спустя много лет, преподобный Кирилл, с благословения настоятеля покинул Ошевенский монастырь. Новгородский архиепископ рукоположил его в сан священника. Некоторое время преподобный Кирилл жил на Кенозере, а потом у себя на родине в Чекуеве, где в местном храме совершал богослужения. «Из Чекуева он перебрался на близлежащую Сырьюгору, где и основал обитель, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и, после многолетних трудов, в маститой старости, скончался».  По одним сведениям, это было  в самом начале пятнадцатого века, по другим – в самом его конце. Известно, что в 1657 году приходящая в запустение  Кирилло-Сырьинская пустынь была приписана к Крестному монастырю (Кий остров).

Сейчас единственный сохранившийся на месте монастыря  храм — Успенский, с тремя приделами. Большинство окон заколочено, колоколенка покосилась, снаружи и внутри – множество выцарапанных ножом надписей, типа «здесь был Вася». Интересно, что тябла иконостасов сохранились частично, а жертвенники и престолы стоят по-прежнему. А ведь  еще несколько лет назад в непогоду в храм Божий загоняли коров…

 

Пияла

На  онежской дороге очень много указателей с удивительными русскому уху и глазу финно-угорскими названиями. Увидев с дороги высоченную деревянную церковь и название «Пияла» дети хором начали скандировать «Да-вай-те за-е-дем!!!»  И вот мы уже на берегу реки, где возвышается красивейший деревянный храм, а чуть неподалеку — колокольня. По карнизу  храма идет надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Внизу, на стене храма – табличка уже советского времени «Вознесенская церковь, памятник архитектуры, 1651 года постройки. Охраняется государством». Двери храма наглухо заколочены. А вездесущие деревенские мальчишки уже интересуются, не реставраторы ли мы из Москвы? Оказывается, еще несколько лет назад в храме были «кости в гробу» (по всей видимости – чьи-то мощи), но кто-то их вывез. А сам храм находится в аварийном состоянии – лопнула балка, поэтому залезать внутрь просто опасно для жизни. Когда мальчишки слышат, как мы поем тропарь Вознесению Господню, они вдруг догадываются, что мы «работаем в церкви».

Церковь в Пияле, действительно, очень высокая и красивая. Остается только удивляться тому, что в семнадцатом веке здесь нашлись благотворители, которые смогли профинансировать строительство такого огромного храма – судя по внешнему виду, в Пияльской церкви три придела. Удивляюсь и тому, сколько же в такой храм могло поместиться прихожан – раза в три больше, чем в храме Архангела Михаила в Мирном…

 

Турчасово

Следующая наша остановка на берегу Онеги – напротив Турчасово. Лодки у нас, естественно нет, поэтому мы любуемся храмами с нашего берега.

Турчасово – одно из древнейших поселений новгородцев на Севере. Здесь, по народной памяти, стоял острог, крепость древних новгородцев. Слово «Турчасово» происходит от слов «тур» — башня и «час» — дозор; дозорная башня. Богатый «город Турчасов», торговавший солью, не раз подвергался разорениям то от шведов, то от лихих людей в Смутное время, но затем отстраивался снова.

Поражает своими размерами девятиглавая церковь (как оказалось, Преображенская, 1786 года постройки). Снова удивляемся тому, для кого были построены такие огромные храмы, и сколько же людей в них когда-то молилось.

Прошково

В Прошкове на холме стоит каменный храм, вернее, его развалины. Когда-то само Прошково называлось «Городок». Вернее, «городок Рогоним», он упоминается в описании Турчасовского стана. Само название говорит, что в далекие времена находился здесь городок, городище, поселение, возможно, восходящее к языческим временам. Сейчас это обычное захолустье – на фоне развалин храма (Богородицкий, 1876 года) бродят коровы. В самом храме нет ни крыши, ни  пола – здесь обычная глина со следами коровьих копыт и продуктами жизнедеятельности этих животных. Всегда больно смотреть на разрушенные храмы. Красные кирпичи под белой штукатуркой похожи на раны человека, которого перед смертью долго пытали. Жаль, очень жаль этот храм.

И все это на фоне зеленой травы, цветов, солнца и голубой реки под холмом…

 

Анна Эмке

 

Назад, на страницу Русский Север

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *