Владыка Тихон и соборный «планктон». 20 октября — 7 лет со дня кончины преосвященного Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского

 

Знаю, что священники трепетали перед архиереем, как старшие дети, которые по-хорошему боятся отца в семье. Но если я попытаюсь выразить свое впечатление о епископе Архангельском и Холмогорском  Тихоне (Степанове)  (1963 — 2010) в одном — двух словах, то это будет «добрый».

Нет, это будет «добрый-добрый».

«Ну как ты?»

Вы можете представить себе директора школы, который с искренним интересом остановится побеседовать с пробегающем мимо первоклашкой? Владыка, у которого в подчинении были сотни священнослужителей и который вполне мог бы не замечать такой соборный «планктон», как молоденькую матушку одного из дьяконов – меня — всегда после благословения спрашивал: «Ну как ты?» И отвечать можно было просто и искренне, как будто говоришь со своим папой. Правящий архиерей знал и помнил о моих проблемах и радостях и старался мне помочь. Вернее, помогал. С таким же вниманием и заботой владыка Тихон относился и к семьям других священнослужителей.

Упрямая

Еще одна яркая для меня деталь. Вот я в «интересном» положении поднимаю старшего ребенка – год «с копейками» — чтобы взять у владыки благословение. В ответ – строгое «поставь». Ждут благословения другие прихожане, а я еще упрямствую, держу сына на руках: он маленький, владыке Тихону придется наклоняться…

— Да мне не тяжело совсем!

— (опять строго) Поставь.

Когда сын уже стоит рядом со мной, Владыка тихо, но очень мягко говорит: «Не надо, тебе это совсем не полезно».

Спустя годы я понимаю владыку, выросшего в многодетной семье, но уже как мама пятерых детей: здоровье мне пригодилось. А ведь тогда он мог просто нас благословить и идти дальше…

Панагия для матушки

Владыка часто шутил, что наградит меня панагией*. Но оказалось, что он сделал для меня неизмеримо больше. В 2002 году владыка Тихон направил моего мужа – отца Артемия настоятелем в Мирный, город-спутник российского космодрома.

Больше десяти лет я стараюсь помогать супругу в приходских делах: воскресная школа, приходские газета и сайт, сотрудничество с городскими СМИ. За эти годы я открыла в себе много полезных для мужа-настоятеля талантов. О такой разнонаправленной и приносящей радость самореализации другие люди могут только мечтать, а я… этим просто живу.

Но про панагию почему-то помню до сих пор. А вдруг… когда-нибудь?

Обет молчания

О другом, не менее важном благословении владыки Тихона, я стараюсь никому не рассказывать. Но в редкие минуты приходских искушений оно помогает мне жить.

Внутри все кипит. Ты строишь долгие внутренние монологи. Но «внезапно» вспоминаешь: ТЫ ЖЕ ОБЕЩАЛА ВЛАДЫКЕ НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ!

Это благословение владыки Тихона «не вмешиваться в священнические дела мужа» для меня остается железным. Я еще пока ни разу его не нарушила. Хотя иногда мне очень хотелось это сделать. И что было бы, если бы я со своим бабским разумением и мнительностью кому-то что-то когда-то высказала?!

Но слово владыки для меня очень и очень дорого. И его мудрость снова и снова побеждает, искушения проходят и потом кажутся мелкими и незначительными.

*панагия  — (греч. «всесвятая») образ св. Троицы, Спасителя или Богородицы, носимый архиереями на груди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *