Возможно, эта статья для вас

Предлагаем вашему вниманию интервью с протоиереем Евгением Соколовым, руководителем миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.

otec

«Набор» грехов для дряхлой души

Почему сейчас так мало любви? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем вспомнить пророчество Христа о последних временах: «и по причине беззаконий во многих охладеет любовь» (Мф 24:12).

Душа дана нам как живой организм для того, чтобы развиваясь в рамках духовных законов, она училась любить Бога, ближнего, себя. Если человек не идет в школу, не развивает свой интеллект, он не сможет решать какие-то сложные задачи. Если человек не садится за рояль и не тренирует свои пальцы, он не сможет играть сложные произведения. Если человек не занимается аскезой – не делает духовных упражнений — его душа не развивается. Даже среди верующих людей на исповеди очень часто можно встретить один и тот же набор грехов: пропуск молитвенных правил, нарушение поста, осуждение…

И это переходит из исповеди в исповедь. И хочется спросить: а в чем дело?» Почему нельзя себя взять в руки, регулярно вставать на десять минут раньше и хоть немножко, пускай с какими-то малыми сокращениями, вычитать правило?

И выясняется: какая-то дряхлость души. Она слаба и не имеет сил.

О спорте и не только…

Почему раньше христиане были крепче духовно? Здесь надо вспомнить еще одно пророчество Христа о последних временах: соблазны должны прийти в мир (см. (Мф.18:7). Такого фронтального, мощного напора соблазнов наш мир не знал. Можно взять любые стороны общественной жизни.

Спорт. Казалось бы, ты первый прибежал, ты – чемпион. Но… подкуп судей, применение допинга, все новых технических устройств. Сила, ловкость, быстрота уже не играют в спорте большого значения, а имеют место такие факторы, которые напрямую со спортом не связаны. Возьмем сферу науки: такого количества плагиата, о котором мы сейчас слышим даже со стороны высоких чинов, никогда раньше не было. Воруют кандидатские, докторские диссертации и речь идет не о сотнях, о тысячах даже… Раньше это было позором и тебе руку никто не подавал, если тебя уличали в мелком плагиате. А сейчас не о мелком плагиате речь идет… Искусство. Все мы знаем, что без определенной мзды невозможно пробиться во второй или третий этап конкурсов, об этом уже открыто говорят. Ну и так далее.

Соблазны уже пришли в мир и «мнози борют мя страсти». Дети подвергаются воздействию соблазнов с самого раннего возраста. Да и мы, взрослые, сами стали мало читать, мало стали слушать серьезную музыку – это я в светском плане беру.

Ну а то, что мы, христиане, стали меньше молиться, меньше поститься, меньше читать духовную литературу, Писание – это очевидный факт. К действию соблазнов мы прибавим ослабление веры и духовную леность – и все это будет про нас.

Дважды два — четыре

Еще одна серьезная проблема современного человека, о которой Христос предупреждает в Апокалипсисе – это болезнь теплохладности: сниженный спрос с себя. Скажем так, «спокойное», равнодушное отношение к своему духовному состоянию.

С одной воцерковленной женщиной мы не виделись больше пяти лет. Она приехала в Архангельск и попросилась ко мне на исповедь. После я сказал ей: «К сожалению, я должен констатировать, что спустя пять лет у вас тот же самый букет грехов, что был раньше». В ответ была поразительная реакция: «Правда? А Я об этом не задумывалась».

Мы заботимся о своем теле, когда систематически болят зубы или горло, как-то пытаемся здоровье укрепить, провести профилактику. А в отношении духовного здоровья получается: что есть – то есть, мне все равно. Я вроде в церковь хожу, исповедуюсь, причащаюсь, что еще от меня надо?

Образно говоря — и пять, и десять лет подряд у нас все те же «дваждыдвачетыре». Через два года это — прекрасно, но через десять лет? А что ты тогда в церкви–то столько времени делал? Мы равнодушны к своему духовному состоянию и у нас просто не хватает сил подняться на более высокий уровень.

Что делать? Учиться любить!

Если тебе предстоит остаток своих дней провести во Франции, ты будешь учить французский язык, чем слабее ты будешь его знать, тем тяжелее тебе придется. Если ты собираешься жить на крайнем севере, тебе нужно привыкать к холоду. Если в пустыне – к жаре и жажде. Надо тренировать организм, иначе просто невыносимо будет жить.

DSC05301беседа с военнослужащими по призыву. Учебный центр ВКО. 16 октября 2014 года  

Если мы понимаем, что всем нам обеспечен переход в духовный мир, если телесного не будет, останется только духовное, то надо учиться главному – умению любить. «Возлюби ближнего своего как сам себя», а мы остываем в любви даже к себе самим.

Повторюсь, соблазны сейчас как никогда сильны. Они бьют по нам каждый день со всех сторон и зло становится все более изощренным и рядится в «благородные» формы. Все это упало на человека, а сил и любви – не хватает. Как говорил преподобный Серафим Саровский, решимости не хватает.

А надо сказать: нет, я буду! Я не буду пропускать правило, я буду пытаться все глубже изучать Священное Писание, делать духовные упражнения: класть поклоны, читать Иисусову молитву, больше молчать. Иногда (по согласованию с духовником) буду чаще Причащаться.

Если не можешь простить…

Что мы хотим услышать от Бога на Страшном Суде? Только одно: «прощаются тебе грехи твои». Но как я могу претендовать на то, чтобы меня простили, если я сам этого не делаю?

Когда-то меня очень сильно обидели. Очень сильно. И я ходил и переживал обиду. У меня был внутренний монолог, где я осуждал обидчика, оправдывал себя, доказывал, что… ну нельзя же вот так…

Это длилось месяцами, монолог просто гасил меня, и я пошел к своему духовнику.

— Ну не могу я простить: боль слишком сильная!

— Хорошо. Не прощай — не надо. Благословляю. Но только помни: на Страшном Суде не только твои дела, но и слова, и мысли, будут материализованы. Тогда все твои близкие увидят, какой ты негодяй.

Подумав, я решил: нет. Пусть со мной делают все, что угодно. Только хватит им, моим родным — они уже и так настрадались здесь, на земле — знать и видеть, какой же я все-таки негодяй. Пусть меня судят келейно, отдельно, но не перед всеми.

Этого мне хватило, чтобы сказать: нет, я ни на кого больше не буду сердиться.

DSC05295МКОУ СОШ №4, беседа со старшеклассниками

Сашка и Тот, кто знает лучше

Почему люди плохо поступают по отношению к нам? Когда я служил в зоне, я как-то спросил одного матерого заключенного, зачем тот обокрал сельский магазин:

— Саша, ну что можно было взять в том магазине, если у тебя в дипломате был миллион долларов наличными. Зачем ты это сделал?

— Батюшка, вы не поймете.

— А я постараюсь

— Ну тогда слушайте: Вопрос был не в магазине, а в том, чтобы всей деревне показать, что они – дураки по сравнению со мной… Мы же воруем у слабаков, у тех, кого презираем.

Когда мне было три года, меня мать ногой выпнула из дома со словами: — «Сашка, иди, воруй картошку на огородах, иначе сдохнем с голода». И вот я как в 3 года начал воровать принудительно… как этот огонь во мне разгорелся, так он и горит.

И спрос со священника и вора, видимо, разный…

Господь говорит: Мой суд. Аз воздам. Вы не знаете, поему человек грешит, вы не знаете его душу, как же вы можете его судить? Если вы хотите его наказать – обращайтесь ко Мне. Я услышу вашу молитву, высыплю горящие угли на его голову. Но Аз воздам. Какое вы имеете право судить Мое чадо, когда вы не знаете, почему он грешит? Не надо на себя все примерять. Возможно, у этого человека было другое детство, другие родители, другое воспитание, чем у тебя. Значит, тебе повезло в жизни — у тебя были духовные родители, тебя учили большей духовности, а он был другим.

А когда мы говорим: «Нет, мы не прощаем», то получается: «Отойди, Господи, Ты неправильно решаешь, не вовремя, не так сильно наказываешь. Мы лучше знаем, как надо». Это вызов Богу, хула на Него.

Отвратительное слово «не могу»

Я вот не могу простить другого человека, а Бог почему всех нас прощает? Особенно, если мы вспомним все наши «фокусы»: рассеянные молитвы, нарушения постов и так далее…

Не надо в Церкви искать справедливости. Милости — да. Прощения – да. Благодати — да. Но если мы хотим искать справедливости, то лучше сразу восходить на крест. А не то, что у нас: «я не могу помириться».

Самое страшное слово здесь «не могу». Это отвратительное слово. Я часто говорю своим прихожанам: я не могу дышать под водой, я не рыба. Я не могу летать, я не птица. Я действительно не могу. А когда человек говорит: «Я не могу простить», я спрашиваю: «А вы не человек? Вот тот человек может простить. А вы — не человек, вы – выше всех?»

Говорите не «не могу», а «не получается», «не хочу», «не умею», ведь это подразумевает «попробую еще раз, поучусь». А когда человек говорит: «я не могу», он онтологически отрезает себе путь к покаянию: я – выше всех: я это не могу это сделать. Все могут – а я нет.

Непрощение — страшное состояние души. Это грех особой тщеславной гордыни, выделение себя и хула на Бога. Не прощать может только совершенно бездуховный человек. Даже по отношению к самому последнему грешнику.

Невозможно представить, как это – не прощать, желая самому быть прощенным на Страшном суде…

«Слишком жесткий и неудобный крест»…

Нельзя стать сильным, не страдая от изнурительных физических упражнений. Нельзя стать умным, не страдая интеллектуально – напрягая ум. Но как же стать духовным, не преодолевая скорбей? Святые искали скорбей и радовались им. А то, что мы не желаем сегодня этого делать, говорит о том, какие мы христиане: нет, пусть «те» скорбят, но я-то точно хочу жить без скорбей!

Наш Владыка очень любит фразу «если игумен монастыря постоянно не искушает братию – смертно прегрешает. Если в монастыре «тишь, гладь да Божья благодать» – это не монастырь, а дом отдыха. Игумен обязан постоянно давать какие-то скорби, чтобы братия их преодолевала, а если этого не будет – не будет и никакой духовной тренировки, и духовного роста.

А мы ищем, чтобы нам было хорошо, мы бежим креста. Это грех Адама – бегание креста. Бог посылает крест, а мы говорим: почему?! Нет! Он очень жесткий, очень тяжелый, неподъемный! Но Бог дает человеку только то, что он может понести. А мы – мы сразу начинаем вопить: Господи, мы же пытаемся Тебе служить, чего еще Тебе надо?

Ему от нас нужен духовный рост. Преображение.

Почему болеют дети?

Сегодня возможно основное, что приводит человека в церковь – это болезни детей. Когда Богу не оставлено никаких способов образумить человека, Он попускает болезни ребенку. И через это родители приходят в церковь. Сегодня страдающие дети – это маленькие апостолы, которые своим страданием вразумляют родителей, потому что ничего другое их не пронимает: ни катастрофы, ни болезни, ни какие-то несчастья, происходящие вокруг.

 

На цыпочках долго не простоишь

Чему мы должны научиться в Церкви? Если мы выучим все Евангелие наизусть, будем прекрасно поститься, ходить на все службы, молиться, но не научимся при этом любить – мы пришли сюда напрасно.

Если человек не ставит перед собой такой цели – научиться любить Бога, ближнего, себя — это страшно. Нельзя служить Богу, не любя Его. На цыпочках долго не простоишь.

Молодой человек, любящий девушку, готов на любые скорби: и мороз, и ожидание свидания, готов какие-то подарки дорогие дарить. И юноша даже не думает, что чем-то жертвует. Он же любит! Но как научиться любить Бога? Мы Его не видим, не слышим и внутренний мир Бога от нас сокрыт.

Я как-то видел одну семью. Родители были глухонемые. Дети — я не знаю, приемные или не приемные — мальчик и девочка 8 и 10 лет, говорили и слышали. И вот, я видел, как дети боготворят родителей, смотрят на них влюбленными глазами. Дети еще плохо знали азбуку глухих, а родители не были красивыми или богатыми. Я спросил девочку:

— Леночка, ты очень любишь родителей?

— Очень!

— А почему?

— Никто нас в мире так не любит, как наши папа и мама.

Эти дети отвечали на любовь. А Бога невозможно не любить за сотворенный Им прекрасный мир, за дар жизни, который мы от Него получили. И если мы будем любить Бога, тогда служить и возрастать для Него, по крайней мере, будем не в такой скорби, а более-менее легко. А когда любви нет, вот тогда — тогда надо стоять на цыпочках.

 

записала Анна Эмке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *