Радостный храм и его настоятель

Казаково

В десяти минутах езды от Каргополя находится населенный пункт (400 жителей) с необычным названием: «Казаково». Почему эта местность так называется, не могут ответить даже сотрудники Каргопольского музея. В полутора километрах от Казаково, почти в лесу, находятся два храма: уникальная в своем роде деревянная шатровая церковь Рождества Христова 1746 года постройки и Покровский каменный храм 19 века. В шестидесятых годах прошлого века за храмами были деревенские дома, колодец, а в поле — ветряная мельница. По непонятным причинам все это было пущено под бульдозер. На месте тогда остались только храмы  с несколькими  могилами вокруг них.

Иеромонах Феодосий

иеромонах Феодосий ( Курицын)

В деревне очень осторожные люди,  они с опаской относятся к новичкам. Когда четыре года назад в Казаково прибыл молодой и неженатый священник, женская половина деревни обрадовалась: жених приехал. Однако время шло, батюшка ни на ком жениться не собирался, не пил, и жители почуяли неладное: батюшка – ненормальный, интересуется только храмом. Действительно, для монаха молитва стоит на первом месте. Но отцу Феодосию, который вырос в городе, пришлось освоить и ряд новых для себя профессий: косить, пахать, строить. Деревенские жители присмотревшись, решили что батюшка не такой уж конченный человек, и стали относиться к нему более уважительно. Хотя  до сих пор в головах некоторых из них гнездятся только им ведомые предрассудки по поводу иеромонаха Феодосия.

— В городе священнику проще: пришел в храм, никто тебя не знает. Отслужил, вышел из алтаря – ручку поцеловали — ушел. В деревне батюшка всегда на виду. Здесь люди ждут, когда ты оступишься. Хотя с прихожанами храма у меня просто замечательные отношения, эти люди очень мне помогают, говорит о.Феодосий.

Монах Кирилл, восстановивший храм

В 1984 году местный  механик, Михаил Александрович Кудрин, стал постоянным прихожанином храма Рождества Богородицы в Каргополе. До 2004 года он ездил на велосипеде за 10 километров на каждуюслужбу в город и обратно. В 1990 году Михаил Александрович начал восстанавливать Покровский  храм в Казаково. Никто не верил, что через двенадцать лет здесь, почти в лесу, будет совершаться божественная литургия. После того, как  восстановленную церковь освятил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, у  попечителя храма (ктитора) случился инфаркт, потом еще два. Несколько лет назад ктитор храма, которому уже за семьдесят, принял монашество с именем Кирилл.  Дети отца Кирилла – прихожане и благодетели храма, а внучки- регенты. Старшая внучка училась в духовном училище,  стала женой священника. Поэтому следующей из внучек — Оле пришлось заменить сестру и стать регентом храма уже в 14 лет, сразу после окончания музыкальной школы. Сейчас монах  Кирилл, как только чувствует себя лучше, сразу же едет в родной храм, а еще он ежедневно прочитывает дома все записки о здравии и упокоении, которые подаются в Покровском храме.

Покровский храм

Когда мы с отцом Артемием и детьми впервые побывали в Покровском храме год назад, оказалось, что впечатления у нас совпали: заходя в эту церковь, ощущаешь необыкновенную, почти пасхальную радость. Тогда  мне подумалось о контрасте ярко-бирюзового цвета, в который покрашены тябла иконостаса и  белых стен. В этот раз я все-таки спросила батюшку, почему его храм — такой радостный?
— Все замечают эту радость, даже несмотря на то, что расположение икон в иконостасе — неправильное. Наш храм  восстанавливался на протяжении 12 лет, и все в нем делалось с большой любовью. Наверное, секрет в этом.

скоро с Покровского храма снимут леса

Храм Рождества Христова

На данный момент забота государства по отношению к Христорождественской церкви выразилась в том, что уникальное «небо» (расписанный деревянный «потолок» храма) после реставрации находится в Москве. Специалисты готовы вернуть его, как только храм будет отремонтирован. Вообще, таких храмов в нашей стране — единицы. Уникальность этой шатровой церкви в том, что на небольшом по площади фундаменте было возведено столь высокое сооружение.

К сожалению, недавно пришлось разобрать трапезную, примыкавшую к храму, т.к. угол наклона храма из-за покосившейся трапезной увеличивался. Чтобы не потерять этот памятник архитектуры, нужны деньги, которых  у сельского прихода просто нет…

А еще этот храм примечателен тем, что в нем служил дедушка митрополита Вениамина Петроградского, нашего великого земляка — священномученика.

Настоящие Прихожане

Когда о.Феодосий ехал на свой приход, то думал, что будет очень рад, если хотя бы пять человек будут ходить на службы. Прихожан все-таки оказалось больше: около двадцати, из них восемь человек поют и читают на клиросе. Приход долго существовал без священника, поэтому на все инициативы настоятеля здесь откликаются с радостью. Иногда несут последнее, лишь бы родному храму помочь — дают строительные материалы, инструменты   Кроме прихожан, батюшке помогают трудники, двое из них знакомы о.Феодосию еще по Сийскому монастырю. Все вместе косят сено, достраивают дом для воскресной школы.  Самый «рукастый»- Виктор заботится о лошадях,  занимается пасекой.

Этим летом будет закончена покраска в контрастные цвета Покровского храма. У церкви будет  голубая крыша и желтые стены. Батюшка объясняет, что это делается для того, чтобы зимой  яркий  и теплый храм был виден на фоне белого снега, ведь добираться до него нужно полтора километра.  Кстати, лошадей здесь взяли для того, чтобы возить прихожан на службы. Зимние, восьмиместные сани батюшка в шутку называет «автобусом». Действительно, это подвиг — добраться в храм зимой, в метель или мороз. Зато о.Феодосий во время богослужений испытывает удивительное чувство: абсолютно все люди, которые стоят за ним в храме, осознанно пришли молиться. В этом храме случайных людей: «захожан» или «прохожан»  просто не бывает!

Деревня- призрак

Мы беседуем в уютном большом доме — будущей воскресной школе. Батюшка и Виктор угощают нашу семью  чаем. Дети, не останавливаясь, черпают из вазочки  душистый мед местного производства. И тут отец Феодосий говорит нам о заброшенной деревне — Малая Шалга, которая находится недалеко отсюда. Естественно, батюшка не смог устоять под нашим напором, и мы по жуткому  бездорожью вскоре добираемся до загадочной деревни. Раньше здесь было 50 или 60 дворов, главная деревенская дорога была выложена камнями. Вокруг — бескрайние поля, на которых когда-то растили пшеницу. По обеим сторонам дороги — крепкие дома, на окнах некоторых из них даже остались шторы. У домов  поленницы. Кажется, что сейчас увидишь кого-нибудь из местных жителей. Да только вот тропинки травой заросли… Три года назад деревню покинули последние ее обитатели. Лишь на праздник деревни  летом еще приезжают, песни поют.

А вот и погост, на воротах которого молитва к Владычице Одигитрии. За буйной растительностью не сразу можно разглядеть деревянный храм с колокольней и тремя приделами. Внутри очень  пусто, хотя хорошо сохранились тябла всех трех иконостасов. Вот пустой клирос. Почему-то вспомнилось о том, что ангел — хранитель церкви будет стоять на месте алтаря до Второго Пришествия.  Печально зрелище храма, в котором никогда уже  не будет службы. Поем тропарь Пресвятой Богородице и уходим.

В деревне заходим в брошенные дома. Ничего ценного здесь уже давно нет, но почему-то кажется, что за тобой кто-то следит взглядом. Прошу детей в домах ничего не трогать, как будто те, кто жили раньше в деревне, исчезли от какой-то смертельной болезни. Чтобы стряхнуть это наваждение, скорее едем обратно, в Казаково.

О  планах

В планах иеромонаха Феодосия  естественно, воскресная школа. Уже сейчас в ней 2 преподавателя и 15 детей. Сам батюшка ведет кружок резьбы по дереву. Он признается, что в воскресную школу дети бы не пошли, не будь там кружков. На стене в «гостиной» — настоящее произведение: девочки вышили бисером свой Покровский храм.

— Конечно, большинство учеников все-таки отойдут от Церкви (возраст такой), но они, по крайней мере, будут знать, куда им можно вернуться.

Здание воскресной школы в перспективе рассчитано на прием детей в летний  православный лагерь. Но  сам батюшка не может сказать, когда именно это произойдет. Даже тысяча рублей для деревенского прихода – огромные деньги, а  ведь в доме еще нужна внутренняя отделка.

А вообще-то отец Феодосий не унывает, он благодарит Бога за такой приход, где все приносит ему радость и опять приглашает наше семейство в гости. И  мне почему-то кажется, что мы снова воспользуемся батюшкиным приглашением.

«автобус» на фоне воскресной школы

Анна Эмке // Дорога к храму. июль, 2007 года

Назад, на страницу Русский Север

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *