Радости жизни

Дорогой Гнусик!

 

 В книге английского писателя Клайва С.Льюиса «Письма Баламута» повествование ведется от лица опытного беса-искусителя, который дает советы своему племяннику Гнусику. В частности, Баламут советует ни в коем случае не допускать в жизни «подопечного» (т.е. искушаемого человека) настоящих удовольствий и страданий, потому что именно они делают человека ближе к Богу (в терминологии бесов — «Врагу») и способны разрушить всю многолетнюю работу искусителей.

 Из письма тринадцатого: о настоящих удовольствиях.

Судя по твоему описанию, ты, во-первых, позволил пациенту прочесть книгу лишь потому, что она действительно ему нравится, а не для того, чтобы ронять умные реплики у новых друзей. Во?вторых, ты позволил ему прогуляться на старую мельницу, выпить там чаю, пройтись по деревне, которая ему тоже нравится и побыть при этом одному. Другими словами, ты позволил ему получить два истинных удовольствия. Неужели ты настолько невежествен, что не увидел опасности? Основная особенность страдания и наслаждения в том, что они совершенно реальны и, пока длятся, дают человеку критерий реальности. Пять минут реальной зубной боли разоблачат все романтические печали, покажут, какая это все ерунда, и сорвут маску со всей твоей стратегии. Ты пробовал погубить своего пациента земными соблазнами, подсовывая ему тщеславие, суету, иронию, дорогие и скучные удовольствия. Как же ты не разобрался в том, что подлинного удовольствия ни в коем случае нельзя допустить? Разве ты не мог предвидеть, что такое удовольствие по контрасту просто убьет всю ту мишуру, к которой ты его с таким тщанием приучал? Что то удовольствие, которое дали ему прогулка и книга, особенно опасно для нас? Что оно сорвет с его души кору, которой она твоими стараниями начала обрастать? Да ведь оно дало ему почувствовать, что он возвращается домой, вновь находит себя! Отдаляя подопечного от Врага, ты хотел отдалить его от себя самого и в какой?то степени преуспел. А теперь все насмарку…

Твой любящий дядя Баламут.

Радости жизни

 Может ли верующий человек быть счастливым? Ведь, в отличие от неверующего, у него напряжённая жизнь: память о смерти, борьба, сосредоточенность. Удовольствие от дорогих вещей не для него, он боится, что многое может стать ему соблазном, расслабить. Где же счастье в этом случае? Или нужно всеми силами стремиться к возвышенной радости, которую дают молитва, духовное чтение, а о радостях простых, земных не мечтать? Какое же тогда счастье «дозволено» верующему? Большое спасибо. Юлия

 

Иеродиакон Савва (Гамалий):

Думаю, Господь не запрещает простые радости человеку. Иначе Он на браке в Кане Галилейской превратил бы и то вино, что было, в воду, а не наоборот. А встретив учеников после Воскресения на берегу озера Тивериадского, угостил бы их сухарями вместо печёной рыбки с хлебом.

Но что такое счастье? Если с радостью более или менее понятно, то что такое счастье? Непрекращающаяся радость? Тогда как быть со словами: Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное (Деян. 14, 22)? Думаю, простые радости нам даны как заботливо расставленные скамеечки для отдыха вдоль длинного и утомительного пути. Но путь надо пройти, а не зависнуть на одной из скамеечек. Всё мне позволительно, но не всё полезно, и ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 9); Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 12, 14); Мы должны не себе угождать (Рим. 15, 1), — и многие другие места из Священного Писания устанавливают некоторые границы этим радостям.

Глупо было бы искать счастье, стремясь не оставить и промежутка между радостями. Мне кажется, каждый внимательный человек со временем заметит, что нет полноты, нет счастья в деньгах, еде, питии, роскоши, славе…

Другое дело — радость от любви, дружбы. Но и тут, наверное, эта радость настолько правдива и настояща, насколько такие отношения приближаются к тому идеалу, который замыслил наш Творец. И не думаю, что кто-то на земле, ещё в бренном теле, находясь под гнётом испорченной грехом человеческой природы, достиг этого идеала. Вне его человек всегда будет ощущать неполноту, некоторую ущербность отношений, пусть уже озарённых светом Царства Небесного, но ещё не совершенных.

Я понимаю счастье как  то блаженство, о котором Христос говорил в Нагорной проповеди: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 8-9), — то есть блаженство уже предощущается теми, о ком говорит Христос, но очевидно, что в полноте оно наступит лишь тогда, когда они действительно узрят Бога, когда уже нарекутся Его сынами. Блаженство как полнота совершенства наступит только тогда, когда Бог будет всё во всём. А до этого каждый человек и все его маленькие счастья отмечены печатью несовершенства и неполноты.

Наверное, каждый из нас должен идти своим непростым путём, нести свой крест и благодарить за всё Бога. За радость любить и быть любимым, благодарить как за возможность прикоснуться уже к Царству Небесному. За радость прочитать хорошую книгу или разделить праздничную трапезу с близкими — как за передышку на многотрудном пути.

Конечно, хорошо иметь возвышенную радость от молитвенного общения с Богом, но «придумывать» её себе нельзя. Одна мера у святых, другая — у безбрачных подвижников, третья — у замужних и женатых. С семейного человека Господь спросит не так за то, что не имел памяти смертной или не стяжал умно-сердечной молитвы, как за то, что не любил мужа, жену, детей, не жертвовал собой ради них.

У каждого своя задача и своя мера от Господа. Идти нужно своим срединным путём, за всё благодаря Господа. Ничто так не хранит сердце от уныния, как благодарность Богу.

 

Уместны ли в жизни христианина маленькие радости и простое человеческое счастье?

Игорь Клименко, военнослужащий:

Естественно, уместны. Будь ты хоть христианином, хоть мусульманином, хоть кем. Человек не может жить без радостей. Мы ведь не можем все время грустить.

Как радости влияют на духовную жизнь? Как, например, чередование умственного и физического труда влияет на общество и на человека: он отвлекается от одного и переключается на другое. Точно так же и маленькие радости для человека —  как чередование белых и черных полос в жизни. Есть  периоды стагнации, которые потом сменяются радостью и на душе у человека становится легче.

Михаил Логинов, сотрудник торговой компании «Каравелла»:

Конечно. Я считаю, что радости уместны в жизни каждого человека, а тем более для настоящего христианина (ну, по крайней мере, пытающегося стать христианином). Радости нужны для того, чтобы  быть готовым бороться с разного рода трудностями, невзирая ни на что. Для этого нужно быть радостным, оптимистичным человеком.

Надежда Батова, библиотекарь школы №4:

Для любого человека, и для христианина в том числе, маленькие радости, которые касаются или человеческих взаимоотношений, или быта, вносят в душу успокоение и радость. Радость – это не только хорошее настроение, но и своеобразный показатель того, что человек в  жизни выбрал правильную дорогу. И  потом, радость «заставляет» человека благодарить за нее Господа от всей души. Если человек  (а все мы — люди грешные) получил радость в этой жизни, значит, Бог каким-то образом его отметил. Но это вместе с тем — и огромная ответственность за то, что ты получил. Если я  порадовалась, то должна сегодня поблагодарить Бога,  а завтра в десять раз больше должна послужить Ему через людей, которые меня окружают.

Галина Капитонова, педагог по ИЗО, д/с №2

Я считаю, что у каждого человека есть свое счастье в жизни. Прежде всего – это дети, семья и то, что человека окружает. Мы радуемся тому, что Господь послал нам жизнь, радуемся тому, что у нас есть. Радостный человек живет счастливой жизнью и старается свою радость перенести на других людей. Я работаю с детьми, и они часто спрашиваю меня: «Что такое красота?»  Я  им отвечаю: «Красота- это вы, мои дети. Когда я смотрю на вас, я вижу, как в вас отражается небо, птицы, пролетающие облака. Все, что я в вас вижу – это красота».  Я считаю, что маленькие радости, из которых складывается наша жизнь- это и есть счастье. Мне даже муж говорит: « Ты у меня как ребенок: умеешь радоваться всяким мелочам». Но главная моя радость- это вера в Бога.

Елена, бухгалтер:

Даже не знаю. Я сегодня проснулась позже обычного и поняла, что в храм я опоздала. Первое решение: в храм я не пойду. Но, подумав, поняла, что сегодня у меня не будет в жизни радости, если я там не побываю. Я бросила все домашние дела и пришла на службу. Просто здесь я получаю радость. Для меня храм- это отчий дом (у меня нет родителей), мне не хочется отсюда уходить. Именно здесь я испытываю настоящую радость.  Когда я в сорок лет впервые пришла на исповедь, я была счастлива.

Могу сказать одно: радость нужна, невозможно жить во мраке.

Валентина Демидович, бухгалтер:

Я считаю, что радость должна быть во всем. Господь создал человека для радости. Каждый день  мы видим, что Господь  нас не оставляет, что-то для нас устраивает: ребенок не болеет, хорошо учится, сам не болеешь, можешь прийти в храм, помолиться. Я думаю, что из этих маленьких радостей и состоит вся жизнь христианина. Так Господь показывает человеку, что Он  его не оставляет, любит его. Это и заставляет человека расти духовно.

Евгений Сиванов, преподаватель в учебном центре.

Я считаю, что маленькие радости нужны человеку. Они укрепляют в духовной жизни. Человек становится более спокойным, рассудительным. Да и вообще становится лучше. Я думаю, что православный христианин может и должен быть счастливым

Людмила Соловьева, фармацевт:

Я только недавно воцерковилась и еще, можно сказать, очень близка мирским радостям. Я считаю, что бытовые радости нужны, иначе трудно преодолевать соблазны

Я думаю, что Бог создал людей для того, чтобы они были счастливы. Счастье необходимо человеку, как же без него?

Записала Анна Эмке

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *