Проповедь в храме святого Архистратига Михаила в Мирном на Благовещение Пресвятой Богородицы, Неделя 4-я Великого поста.
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с воскресным днем и двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
«Днесь спасении нашего главизна» — поется в тропаре праздника. И если перевести эти строки на современный русский язык, то сегодня, в Благовещение, совершается начало нашего спасения.
После грехопадения Адама и Евы потребовались многие столетия, чтобы в человеческом роде появилась Дева, которая на призыв Бога о непостижимом для ума действии — рождении Спасителя — ответила смиренным «Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему».
Пресвятая Богородица – этот чистый сосуд – родилась, когда ее отец и мать были уже в преклонном возрасте. Эти смиренные люди всю жизнь молились, терпели поношения окружающих и веровали Богу. И когда Господь благословил Пречистой Деве родиться, ее родители, как и обещали Богу, отдали свою совсем еще маленькую дочь на воспитание в храм. Какой образец смирения и доверия Богу! И в шестой месяц, как сказано в Евангелии, к Деве был послан от Бога архангел Гавриил с вестью о том, что Она зачнет во чреве и родит Сына по имени Иисус: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1:35) — говорит архангел Гавриил, чье имя переводится как «сила Божия».
До сих пор многие люди принимают морально-нравственные устои христианства. Даже атеисты в какой-то степени согласны с тем, чему оно учит, но малое количество людей принимает то чудо, которое сегодня, в Благовещение, совершилось.
Без мужа, сверхъестественным образом, в утробе Пресвятой Богородицы зачинается Спаситель и потом, через 9 месяцев — 7 января — Своей Пречистой плотью приходит в мир Сам Бог – Спаситель. Поэтому мы называем Пресвятую Деву «Богородица».
Понять до конца это чудо нам, думаю, не суждено. Понять, как это: зачала без мужа и родила, оставшись Девою – Приснодевою, мы не можем. Но поверить-то в это мы можем.
Верить Богу и доверять Ему — это и есть христианская жизнь, это и есть Православие, это и есть истинный путь по вере.
Мы должны жить и верить Богу так же, как поверила Пресвятая Богородица. В момент Благовещения все тяжести и испытания Ее жизни – «оружие, которое прошло Ее сердце – крест с распятым Сыном — были впереди.
Но сейчас, когда в Ее утробу вселяется Бог, Пресвятая Дева отвечает лишь: «Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».
Быть рабом Божиим – это значит быть рабом Богу и больше не быть рабом никому и ничему. Многих сегодня смущает название – «раб Божий», но никого не смущает оказаться рабами своих страстей, привычек, особенностей характера.
То, что мы сами себя подчиняем и становимся рабами многих предложений мира сего и времени сего — это нас не смущает, а рабом Божиим – смущает…
Дело в том, что «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30) — говорит Господь. Рабство Богу – добровольное. Это значит, что человек всего себя добровольно отдает в руки Божии, говорит: «мой Бог и мой Господин», то есть мы стараемся всю свою волю, всего себя подчинить воле Божией — воле своего Господина. Так должно быть.
Пример этому – Пресвятая Владычица наша Богородица. Будем почаще вспоминать, дорогие отцы, братья и сестры этот смиренный и кроткий ответ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы: «Се, раба Господня».
Будем вспоминать и думать: «Вот, я – раб Божий. Соответствует ли мой поступок или мои слова воле моего Господина? Или они соответствуют моим похотям, страстям, привычкам? Значит, я — не до конца раб Божий, если это не так, если моя воля не соответствует воле Божией».
Будем стараться в своей жизни, когда возникает вопрос «как поступить?» подчинять свою волю воле Божией, которая всегда направлена ко спасению наших вечных душ.
И пусть по молитвам Пресвятой Богородицы и предстательством архистратига Божия Михаила и архангела Гавриила – благовестника сегодняшнего события – и мы станем, наконец, рабами Божиими, чтобы наша воля была сонаправлена воле Божией, а не была «поперек» ей.