Владыка Александр: « Будем любить друг друга — научимся любить и Бога»

Зачем епископу волшебная палочка, в чем сходство приходского священника и кухонного комбайна, куда батюшкам звонить в случае уныния и почему прихожане не должны бояться ответственности — рассказывает епископ Плесецкий и Каргопольский Александр в преддверии первой годовщины прибытия в епархию:

 

— Владыка, поздравляем Вас с днем рождения и первой годовщиной на вверенной Вам Богом кафедре. Чего в этом календарном году у Вас было больше – радости или трудностей?

— Благодарю за поздравления!  Ну конечно, радости, потому что трудности тоже приносят радость. И даже те трудности материального мира, с которыми мне пришлось столкнуться, не могут превысить радости от общения с Богом, с людьми, радости совместных богослужений.

Этот год принес мне много знакомств с новыми людьми, укладом жизни и даже с природой.  Прожив 16 лет в Ленинградской области, могу сказать, что здесь, на Севере, солнечных дней больше. Хоть и на 2-3 градуса холоднее.  Или это просто мой первый год такой?

 — Помните ли Вы свой первый день на кафедре? 

— Конечно! Больше всего запомнилось, как меня здесь все встречали. Особенно сотрудники кафедрального собора. Их глаза смотрели на меня и, мягко говоря … источали сильное волнение, хотя и не только глаза… Некоторые брали благословение и руки у них дрожали.  Благословляешь и думаешь: «да что ж такое»! Мне очень хотелось всех успокоить.

Еще меня поразило более близкое знакомство с глобальным Николаем Николаевичем Нестечуком, начальником космодрома (мы встречались в Александро-Невской лавре в день хиротонии). На фоне начальника космодрома и владыки  митрополита – а оба выше меня ростом – мне буквально хотелось привстать на цыпочки. Но, несмотря на физическую величину Николая Николаевича я был поражен его сердечным расположением и, конечно,  его «вотчиной»  —  Первым Российским космодромом, его историей и величиной. Ну и очень сильное впечатление года – это огромного количество людей в форме в городе Мирный. Буквально целый город людей в военной форме.

— Какой вы увидели и почувствовали Плесецкую епархию за этот год? Опишите в трех словах.

— Большая!

И бедная?

— Я бы уточнил, все-таки:  не «бедная», наверно, а проблемная в плане занятости населения. Здесь, куда бы ты не приехал, все только и вспоминают, что раньше, в советское время, тут работали два или три завода: перерабатывающий комбинат, птицефабрика,  деревообработка. И все были заняты. Это в плане бедности.

Но вот что интересно: в небольших населенных пунктах Церковь в жизни людей занимает большое место. Во время поездок по епархии я встречал деревни со 100% посещаемостью населением местного храма. 8 бабушек и дедушек и все в церковь ходят и за храмом своим ухаживают. Ну и еще одна особенность: летом северные деревни, а с ними и приходская жизнь, оживают,  а зимой это все замирает. Для меня это абсолютно новое явление, я с этим не сталкивался никогда.

Еще на Русском Севере меня поразило огромное количество святых преподобных отцов. Ну и громадное впечатление от храмов–исторических объектов культурного наследия. Я даже и не представлял, какая «плотность застройки» у этих памятников, и какие нужно прилагать усилия, чтобы их сохранить.

— Владыка, глупый вопрос, но все же: что бы вы сделали для епархии, если бы у вас была волшебная палочка?

— Не хочу представлять себя на месте волшебника…  Думаю, что я решил бы вопрос с трудоустройством людей.

Главная задача архипастыря  – приводить людей ко Христу. Но это ведь не волшебная проблема, а духовная. Волшебным образом этого нельзя сделать, поэтому — трудоустройство людей.

— На сайте Плесецкой епархии много позитивной информации об активном служении священников, приходов. Как возможна активность Церкви в сложных материальных условиях? Какую мотивацию вы находите для священников?

— Я часто говорю духовенству, да и всем прихожанам  о том, что наша Церковь – не только Святая и Соборная. Она еще и Апостольская. Кроме богослужений, главнейшей задачей священнослужителя сегодня является проповедь. И на местах священнику виднее, как именно осуществлять эту проповедь.

Но для того, чтобы говорить о Христе, много денег не нужно. Ты сам должен светить миру светом истины, а для этого финансовые затраты не нужны.

А вот если священнослужитель успокаивается тем, что в храм к нему ходят 15-20 прихожан и достаточно — это «не есть хорошо». Такая успокоенность не отвечает требованиям нашего времени. Никто, кроме нас самих, не мешает нам нести слово Божие.

— Каковы для вас главные «критерии» успешной деятельности священника?

— В наше время, когда нет запрета на веру, критерием «успешности» должно являться  соотношение количества верующих прихожан  (и тех, кто приступает к таинствам) к количеству жителей населенного пункта. Если в населенном пункте 50 жителей, и все они приходят в храм – это одно, а если из нескольких тысяч не приходят и 50 — это другое….

И это ведь не только для меня показатель, это показатель для всех. Но многое, очень многое, напрямую зависит от личности священника, от его активной гражданской позиции (в двух смыслах этого слова: как гражданина государства земного, так и гражданина Царствия Небесного). Если позиция будет активной – то и результаты будут соответствующие.

— А что мешает проповеди?

— К сожалению, у людей очень часто присутствует отношение к Богу как к волшебнику –«исполнителю желаний» и некий набор внешних ритуалов: поставил свечку, «исповедался-причастился» (именно в одно слово).  Есть множество стереотипов о Церкви, при дальнейшем развитии которых мы вскоре рискуем увидеть пустые храмы. И эти стереотипы надо ломать.

— То есть священнику нужно выходить с проповедью за пределы храма?

— Конечно! И это не мои слова, в Евангелии сказано — «Шедше, научите». Заметьте: не «сидите», а «идите» и проповедуйте миру. И священнику, в идеале, должны помогать в этом прихожане.

— Да, но прихожане храмов почему-то очень часто считают себя «недостойными» проявлять инициативы в приходской жизни.  Это правильно?

— Это тоже стереотип, который нужно ломать. Мы все — недостойные. Как говорит святитель  Василий Великий: «не думай, что ты причащаешься по достоинству своему, это милость Божья». При этом каждый из нас занимается своим делом, у всех свои таланты.

— Как найти баланс между унынием от чувства собственного недостоинства и чрезмерной, оправдывающей все любовью к себе – гордыней?

А не надо мечтать и думать о себе того, что мы не можем, например, «взять – и всех своих соседей в подъезде обратить ко Христу».

Себя самого сначала обрати. Подумай: а встреча со Христом у тебя в жизни вообще была?! Ты с Ним знаком? Как же ты тогда хочешь знакомить со Христом других людей, в том числе и своих детей, если ты сам с Ним не знаком?

Если эта встреча в твоей жизни произойдет, то большая часть трудов по катехизации близких к тебе людей уже будет сделана. Тебе останется только ее продолжить. Потому что свет Христов будет уже от тебя самого исходить. А если в нас не видят этого света, значит, в нас его нет! Значит, мы далеки от Христа, а думаем о том, «достойны» мы или «не достойны»…

О дереве узнают по его плодам: ты либо светишь светом истины, либо не светишь, и только транслируешь окружающим свой набор стереотипов о Боге, вере и церкви.

— А если люди говорят, что талантов у них нет?

-То нужно помочь человеку найти эти таланты, людей без талантов не бывает. Наша священническая задача – помочь человеку.  Не «притащить» его в Царство Небесное, а помочь ему захотеть туда стремиться: беседовать, объяснять, работать с человеком.

— То есть получается, что батюшка должен быть этаким «кухонным комбайном» со множеством задач и функций?

— Ну, не без этого, конечно… Но ответственность с самого человека никто не снимает.  Если ты боишься, что ж ты тогда выходишь из дома, садишься за руль, например, почему едешь – ты же боишься? Должно быть трезвое отношение к себе. И священник также должен помогать человеку в формировании трезвого отношения к себе.

— А если у священника опускаются руки?

— Ну, во-вторых, надо смотреть, все ли ты ресурсы использовал, какие мог. Ведь нам, священнослужителям, очень часто идут навстречу, не отказывают. Надо пробовать.

А во-первых, священнику нужно немедленно брать телефон и звонить мне: «Владыка, у меня опускаются руки» — и мы быстренько с ним разберемся. Ну или не быстренько. Но разберемся!

Для этого я и дан, чтобы такие вопросы решать. И не столько даже эти семена веры всевать в прихожан, сколько поддерживать духовенство. Я же АРХИерей. А священники должны уже вслед за мной загораться и нести этот свет дальше.

Поймите, мы говорим об идеале. У нас в епархии, мне кажется, почти все духовенство трудится на максимуме своих личных сил (потому что личности у всех тоже разные). У нас на огромную площадь епархии всего 17 священников. Все окормляют по несколько   приходов. Это очень большие нагрузки, будем говорить честно. Священник не может должное количество времени уделить прихожанам из-за того, что ему приходится преодолевать огромные расстояния. Вот эту беду я увидел. Что с ней делать? Думаю пока…

— Что делать современному человеку с проблемой внутренней пустоты?

— Внутренняя пустота – это свидетельство того, что мы собой не занимаемся. Мы занимаемся всеми вокруг себя: мужем, женой, детьми, детьми детей (особенно ими любим заниматься).

Но никто, кроме нас самих, наш внутренний сосуд не наполнит. Ни патриарх, ни архиерей, ни иерей в рай нас за рукав не притащат. Никто нас не заставит, нужно трудиться над собой! И вам в помощь — тысячелетний опыт Церкви: как  любить, смиряться, прощать.

— Всегда радуйтесь. Как это? Ведь в жизни так много сложностей и проблем…

— Если ты уверен, что Христос воскрес, ты не можешь не радоваться! А если ты не радуешься – значит, ты не уверен. И весьма далеко от христианства отстоишь. Невозможно не радоваться, если Христос воскрес! Первенец из умерших и из нас созидающий нового человека, у которого впереди – жизнь. И «жизнь с избытком» (Ин. 10:10). Как тут можно не радоваться?

Бери Евангелие, читай. Знакомься со Христом.

— А проблемы?

Во время испытаний мы трезвимся: опьянение «мiром без памяти о часе смертном» перестает на нас действовать. Беды и проблемы – это забота Бога о нас, чтобы мы Его не забыли.

— Как стяжать любовь к Богу?

— Ничего нового я тут не скажу. Эти истины прописаны в Священном писании и до Второго пришествия вряд ли тут что-то поменяется. Будем любить друг друга — научимся любить и Бога.

 

Беседовала Анна Эмке

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *