Епископ, разрушающий стереотипы

Эксклюзивный материал —  статья из июньского номера приходской газеты «Дорога к храму»: 

16 мая в новообразованную Плесецкую и Каргопольскую епархию прибыл ее «главный начальник» — владыка Александр. В конце своего первого богослужения в мирнинском храме в честь святого Архистратига Михаила Владыка дословно сказал:  «Я всех приветствую, всех хотел бы обнять, с каждым поговорить».  Как же эти слова отличаются от «Здравствуйте, следующий!» — ледяного приема, который ожидает нас, простых смертных, в кабинетах даже очень мелких чиновников….  Шок в хорошем смысле этого слова в первые дни пребывания владыки на епископской кафедре испытали очень серьезные люди – предприниматели и представители промышленности, работающие на космодроме. Начало их с владыкой встреч было очень напряженным (известно ведь, что всем этим попам сегодня одно нужно — деньги!) но… епископ Александр вдруг стал говорить совсем не об этом. Предлагаем вашему вниманию фрагмент беседы Владыки с представителями промышленности:

Коротко о себе

Моя биография широко представлена в интернете,  но, если кратко, то: родился я в городе-герое Волгограде, там провел детство, в семнадцатилетнем возрасте переехал в Ростов — на -Дону, там же проходил воинскую службу в рядах вооруженных сил  Советской армии по воинской профессии радиотелеграфист. Закончил Ростовское училище искусств, затем – учёба в Ростовском Педагогическом Университете, после этого — Свято-Тихоновский богословский институт. Потом были  Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

Своё первое церковное послушание я проходил в Ростове-на-Дону в кафедральном соборе и епархиальном управлении. В Тихвинском монастыре (Ленинградская область) был экономом и благочинным монастыря. В Гатчинской епархии (тоже Ленинградская область) возглавлял административно-хозяйственный отдел. Оттуда я и был рекомендован владыкой Митрофаном – правящим Гатчинским архиереем – Святейшему Патриарху и Священному Синоду для хиротонии во епископа. А они уже, собственно, определили Плесецк местом моего служения.

 

Главный мужской вопрос

— Что сподвигло меня стать монахом? Подвигло знакомство со Священным Писанием. Здесь, я смотрю – все мужчины, все – братья во Христе. Мужской ум – он пытливый. И ему нужно обязательно найти ответ на один вопрос. Особенно остро он звучит несколько раз в жизни: в юности,  среднем возрасте, ну и ближе к финалу жизни. Вопрос звучит просто: смысл жизни. Конкретно — моей: зачем я живу, какой в этом смысл?

Ответ невозможно найти ни в науке, ни в искусстве. Нигде его нет, кроме как в религии. Мужчина не удовлетворяется ответами: «ради детей /карьеры/ благополучной жизни/ удовольствий».

Но благодаря искусству (занятиям в Училище Искусств, знакомству с творчеством святителя Димитрия Ростовского), я прикоснулся к такому источнику, как Священное Писание, а именно – Новому Завету. Священное Писание ведь рассматривается обществом и как культурный источник, и как исторический.

Я думал так: этих Евангелий там… четыре. А чем они отличаются?

«Сейчас я их быстренько прочитаю, найду отличия и выведу их на чистую воду!» — вот так я открыл Священное Писание. Из-за этого, поставив себе задачу найти разницу в повествованиях четырех евангелистов, я был вынужден внимательно читать. Я прочитал первых  три Евангелия и очень воодушевился,  потому что я, действительно, нашел где  разнятся евангельские повествования… И тут мне, двадцатилетнему юноше (а мы помним, что такое – двадцать лет: это и максимализм юношеский, и увлечения, и стихотворная форма изложения мыслей  — помните, стихи наизусть учили, чтобы девушку можно было покорить, прочитав ей стихотворение) открывается Евангелие от Иоанна…

Я сразу услышал стихи, а ведь это поэзия: «В начале было Слово. И слово было у Бога, и слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.  » (Ин.1: 1-4).

Первые слова меня настолько  расположили, что я одним залпом прочитал это Евангелие. А его последние слова просто перевернули мое юношеское  — максималистское — мировоззрение. Это Евангелие заканчивается тем, что его автор, как мы говорили тогда, «отвечает за свои слова»: (Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. (Ин.21:24-25)).

И тогда я понял, что это не очередная религиозная легенда, а свидетельство того, кто ходил рядом с Личностью. И Личность Эту зовут Иисус Христос.

Теперь у меня, как у мужчины, выбора нет: я не могу игнорировать бытие Божие, бытие Иисуса Христа как личности. И я себе говорю: а раз Он действительно был и это — не сказка и не легенда, а описание действительных событий, какое право я имею игнорировать Его? И у меня, как у мужчины, есть задача — построить  с Ним свои личные отношения.  Этим я и занялся тогда и занимаюсь до сих пор.

 

Призываю принять протянутую нам руку!

Всех вас я призываю к богоугодной жизни, к нахождению интереса, к изучению жизни духовной: как живет Церковь, чем она живет – не только через средства массовой или «очень массовой» информации, особенно через интернет. Ведь есть живые представители Церкви – не только священнослужители, но и прихожане.

Сами становитесь прихожанами и из вас, из ваших детей, из ваших семей будет состоять Церковь, от которой мы все ждем чего-то. У нас есть некоторые  требования к Церкви, но эти требования – к нам с вами: Церковь состоит из нас.

В организме есть крепкие органы, накачанные, тренированные мышцы, а есть – нетренированные. Но они такие – не потому, что они этого не захотели или они к этому не призваны. Мы их не тренируем и со временем они атрофируются и начинают приносить нам беды и болезни. Поэтому давайте наши «духовные мышцы» тренировать и напрягать.

Слово «аскетика» с греческого языка переводится как «тренировка». Аскет – это тот, кто тренируется. Только бывает аскетика спортивная, а бывает – духовная. Но и то, и другое – тренировка. Будем тренировать себя. Будем становиться духовно натренированными.

Если Не будем – это потихоньку атрофируется и скажется даже не на нас, а на поколении, следующем за нами. Вот им – сегодня поджигающим гаражи и пишущим на стенах всякие дурные слова – им нужны авторитеты.

И мы сегодня с вами для них – недостаточный авторитет. Даже отец для 12-15 летнего тинэйджера – недостаточный авторитет. Подросток сделает вид, что тебя послушается и даже сделает так, как ты просил, но, как мы говорим, сделает это «из -под палки». А почему? Потому, что не только ему, а и нам всем требуется авторитет, который выше нас.

И этот авторитет предлагает нам религия. Давайте с ним – с этим авторитетом – знакомиться, как мы знакомимся друг с другом. Вот я пришел и знакомлюсь с вами: рассказываю свою жизнь, свою автобиографию.

Давайте познакомимся с автобиографией начальника нашей веры – Иисуса Христа. Мы же не просто в Бога верим. В Бога верят и мусульмане, в какого-то Бога верят и кришнаиты, во многих Богов верят язычники, в какую-то силу, точнее – состояние, верят буддисты и стремятся к нему.

А во что верим мы, точнее – в Кого? Давайте с Ним познакомимся. Протянем Ему руку, тем более, что Он-то нам руку протягивает постоянно. Он говорит: «вот  Он – Я. Четырежды, в четырех Евангелиях, описана Моя биография. Давай, знакомиться!»

А мы, будучи свободными, сотворенными по Его образу и подобию, хотим эту руку принять?!  Я призываю — принять!

Записала Анна Эмке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *