Протоиерей Артемий Эмке о крещенской проруби, святой воде и не только: «Благодать Божия не измеряется в процентном соотношении»

— Расскажите, пожалуйста, что мы празднуем 19 января?

— Праздник Крещения (Богоявления) Господня. Около тридцатого года новой эры на берегу реки Иордан последний ветхозаветный пророк – Иоанн Предтеча призывает людей покаяться в грехах, потому что приблизилось Царство Небесное (см. Мф. 4:17). В знак раскаяния и желания получить прощение грехов люди омываются (по церковно–славянски «крестятся») в водах Иордана. В толпе грешников к Иоанну Крестителю подходит и безгрешный Иисус Христос. В момент схождения Его в воду раздается голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мф. 3:17.; Мк. 1:11), а Святой Дух сходит с небес в виде голубя. Этот момент и называется «Богоявлением», то есть Бог-Троица впервые в новозаветные времена являет Себя людям.

Христос в иорданских водах берет на Себя всю тяжесть человеческого греха. Это – начало Его общественного служения. Через три года Он умрет на кресте, чтобы разрушить власть греха над людьми.

Каждому крещеному человеку в этот день полезно было бы вспомнить о даре новой, святой жизни, которую он получил в таинстве крещения.

— А зачем купаться в проруби в этот праздник?

— Крещение Господне можно спокойно праздновать и без купания в проруби, тем более, что лед в этом году тонкий и купели на озере не будет.

Просто в те времена, когда еще не было водопровода, крестный ход шел от храма к водному источнику, освящалась вода, а  люди набирали ее прямо из проруби,  некоторые купались. В наши дни крещенское купание  превратилось в «молодецкую забаву», но, еще раз повторю: оно не является неотъемлемым атрибутом церковной службы.

Правильно праздновать любой православный праздник надо так:  молиться за праздничной службой, очищать свою душу в таинстве покаяния и соединяться со Христом в другом таинстве – Причастия. Купание, даже в освященной воде не гарантирует человеку телесного здоровья и не имеет никакого отношения к очищению души от грехов.

Можно даже сказать, что залезая в ледяную купель с убеждением, что там смоешь свои грехи, есть суеверие, грех, а потому купание не надо нагружать каким-то духовным смыслом.

— Получается, что от крещенского купания можно заболеть? Но ведь все средства массовой информации свидетельствуют об обратном.

— Есть такое понятие «искушать Господа» то есть в надежде на чудо совершать неразумные поступки. Я сам сталкивался с тем, что люди все-таки заболевают, если не имеют достаточной крепости телесной для этого. Не надо относиться к этому как к магии «если ты прыгнул в освященную купель, то здоровье тебе гарантировано».  Совсем нет. И поэтому крещенское купание – все-таки для людей с хорошим здоровьем.

— Многие смущаются тем, что в бак со святой водой доливается обычная, водопроводная вода.  Не умаляется ли этим качество крещенской воды?

— По мере того, как вода разбирается людьми, доливается обычная. Церковь учит нас, что вода освящается не какими-то определенными манипуляциями, а молитвой с верой. Во многих храмах люди приносят в праздник свои емкости с водой. Священник, совершив молитву, кропит банки с бутылками, в которых наитием Святого Духа вода освящается. Поэтому благодать Божия действует таинственно и не в процентном соотношении, зависящем от количества воды и времени, на которое погружается в воду крест.

много интересного и полезного о празднике Крещения Господня можно прочитать здесь:

//mirnyi.prihod.ru/2013/11/24/2006/

http://www.pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-vse-o-prazdnike-stati-propovedi-otvety-na-voprosy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *