О Церкви

Пять заблуждений о Церкви

 

Почему священники ездят на дорогих машинах, почему некоторые батюшки выпивают, почему Церковь всё запрещает? Подобные вопросы и претензии приходится часто слышать любому христианину, который живёт среди неверующих и не скрывает своих убеждений. На все упрёки сомневающихся можно найти ответы. Но пытаться защищаться — всегда проигрышный вариант. Церковь свята и непорочна — об этом говорит и Писание, и Предание. Все упрёки в её адрес происходят не от того, что человек что- то увидел, а от того, как он посмотрел.

Приходя в храм, большинство людей считают, что они сделали некое одолжение — ладно, так и быть, признаю, что Бог есть, и попробую выполнить несколько несложных обрядов для успокоения своей совести. Кстати, именно из этого настроения рождаются истории о «злобных старушках» в храмах, которые поправляют неправильно перекрестившихся прихожан. Если прийти в Церковь не в настроении «я, так и быть, приду», а с просьбой ко Христу сделать меня нормальным человеком, то любые упрёки (как окажется потом — вполне справедливые) будут восприниматься иначе.

Да, у нас, в Церкви, есть и праведники, и грешники. Но разница — в масштабе и глубине болезни. Священник, который взял деньги за совершение обряда, иной впечатлительной барышне покажется бесчеловечным. А на деле может оказаться, что на совести этой дамы — убитых детей больше, чем жертв у маньяка. При этом сами убийства для спокойствия совести она будет называть не абортами, а вакуумом.

Церковь даёт человеку единство с Богом. С самым Святым и Непорочным Существом в мире. Поэтому, приближаясь к Нему, нужно хотя бы помыть руки и очистить душу — признать свои ошибки и грехи. А потом уже судить кого — либо. Если хватит дерзости.

Коммерческая организация

Увидев «прейскурант» на церковные требы, часть людей приходит к простому выводу — это не храм, а религиозный супермаркет. Тут всё продаётся и покупается. Более грамотные вспомнят при этом даже эпизод из Евангелия, когда Христос изгоняет торговцев из Храма.

Однако у этих «ценников» есть два достаточно серьёзных объяснения. Первое — это просто изменение формы древней традиции. Верующие всегда жертвовали храму — кто десятину, а кто — сколько мог. Но ещё в XIX веке натуральный обмен занимал значительную долю по сравнению с денежным оборотом. Крестьянин и даже горожанин дореволюционных времён мог пожертвовать священнику хлеб, курицу или любые другие продукты — просто потому, что он сам выращивал хлеб или разводил кур. Современный горожанин может пожертвовать только деньги — в обществе, где натуральный обмен уже полностью замещён деньгами, даже пожертвование будет выражаться в денежной форме.

Кроме того, «ценники» многим нужны. Часть людей, которые приходят в храм, просто требуют, чтоб им чётко указали — «сколько стоит треба». Формулировка «пожертвуйте сколько сможете» их только раздражает. Угодить всем невозможно. Если убрать все «ценники» — будут упрекать в том, что непонятно, что сколько стоит. Если поставить — скажут, что здесь всё продаётся.

Молитва менеджера

Другой распространённый стереотип — Церковь осуждает славу, богатство и успех. Именно так может показаться на первый взгляд. Однако история христианства доносит до нас удивительные примеры. Многие святые были чрезвычайно популярными в народе людьми, другие достигали высокого общественного положения, больших воинских званий. Некоторые даже распоряжались миллионными состояниями. Но главный парадокс состоит в том, что все эти почести получали те, кто меньше всего к ним стремился.

Житие Филарета Милостивого изображает его сначала как настоящего современного олигарха: «Были у него и многочисленные стада и сёла, плодоносные нивы и изобилие во всём; сокровищницы его были полны всяких земных благ, и многое множество рабов и рабынь служили при доме его». Однако всё, что имел, святой потратил на благотворительность.

Святой Варсонофий Оптинский на момент своего поступления в монастырь (в 46 лет) был полковником Оренбургского казачьего войска и старшим адъютантом штаба Казанского военного округа. Святой Евстафий Плакида занимал в современной ему (II век) римской армии должность, аналогичную современному генералу, командующему дивизией. В его житии сказано, что император Траян поручил ему командование всем римским войском. Святой Георгий Победоносец не только получил в римской армии звание комита, но и успел показать себя опытным воином — его очень уважал сам император Диоклетиан.

Святой Филипп, бывший долгое время настоятелем Соловецкого монастыря, вполне подходит, по современной терминологии, под определение талантливого менеджера или директора большого производства. За год до начала его управления монастырь сгорел, и святой восстанавливал его из руин в буквальном смысле слова. Каменные строения Соловков, дороги, построенные под руководством святителя Филиппа, дожили до наших дней. Кроме того, он организовал в монастыре производство кирпичей и систему каналов, соединяющую 52 озера на острове с морем. Мельницы, построенные на каналах, служили как монастырю, так и местным крестьянам.

Прибежище неудачников

«Он попал в аварию и после этого ударился в религию», — можно услышать от неверующего обывателя. Подобные случаи действительно встречаются. Но чаще всего не горе делает человека христианином. Скорее, наоборот, — предчувствие счастья. Счастья большего, чем может человек иметь на земле. Именно поэтому Клайв Льюис автобиографию о своём обретении веры назвал «Настигнут радостью». А преподобный Силуан Афонский чаще, чем о покаянии, пишет о том, «как много любит нас Господь».

В Церкви находится место всем — и беднякам, и миллионерам. Это очевидно для многих прихожан, которые обычно хорошо знают друг друга, и кажется невероятным для людей, далёких от храма. Но если даже доказать, что такой то приход посещают не какие нибудь неудачники, а вполне успешные в жизни люди, сработает другой стереотип. Раз к вам ходят миллионеры, значит, это бандиты, которые замаливают свои грехи. В общем, опровергать стереотипы — занятие бесконечное.

Христианство — воинственная религия?

Люди, которые более-менее знают историю, любят упрекать Церковь за крестовые походы. Чаще всего это два типа людей: журналисты, которые видели фильм английской телекомпании BBC о крестовых походах, и адепты секты «Свидетели Иеговы», которые читали брошюры, повествующие об ужасах Средневековья. Уровень грамотности таких упрёков уже виден из того, что они звучат в адрес Православной Церкви, пострадавшей от крестовых походов не меньше мусульман. Крестоносцы ограбили православный Константинополь, убили многих его жителей. Поэтому православные здесь не агрессоры, а пострадавшие.

В истории Православия, к сожалению, также есть примеры жестокости во имя светлых идеалов. Так, в средневековой Руси еретиков-жидовствующих тоже сжигали на кострах. Но такие меры чаще всего принимала не церковная, а государственная власть. Просто потому, что царь считал: вера должна быть единой, тогда и страна будет сильна. Множество разных вер отучит подданных подчиняться власти и ослабит государство.

Убийство или война во имя всего святого — это часть истории всех стран и всех мировых религий. И буддисты в Китае убивали друг друга, и мусульмане вырезали неверных. Однако в некоторых случаях религиозная война освящена самой религией — таков, например, ислам. А в других случаях война — явное искажение заповедей Божиих. Мы не отрицаем того, что в истории православных стран были войны. Мы просто не гордимся ими и не считаем их примером для подражания.

Праведность не занимается пиаром

Логика стереотипов зачастую оборачивается обманом зрения. В V веке в Египте жил монах Виталий. Прожив много лет в монастыре в суровых аскетических условиях, он решил пойти в Александрию и попытаться спасти хотя бы некоторых грешников. Виталий выбрал очень необычный вид подвига. За деньги, заработанные на продаже сделанных им корзин, он покупал ночь с местной блудницей. И с вечера до утра проводил с падшими женщинами, как сказали бы теперь, воспитательные беседы. А если те не хотели слушать его, просто молился о них. За несколько лет ему удалось отвратить от греховной жизни многих девушек. Но, боясь услышать похвалы от людей, Виталий запрещал блудницам рассказывать о том, кто убедил их стать на праведный путь. Это и стало причиной его бесчестия. Один из местных очень горячих христиан заметил, что Виталий часто посещает дом терпимости, и стал страстно обличать его за неподобающее для монаха поведение. Он раскаялся в своём осуждении только после смерти святого, когда спасённые им от греховной жизни девушки объяснили, почему Виталий посещал столь непотребные места.

Сколько ни приводить объяснений, упрёки будут всегда. Ездит священник на машине — значит, подарили бандиты. Ходит священник пешком в залатанной рясе — скажут: «Что это за бомж! Даже нормально одеться не может!» Перевести богослужение на русский, сочувствуя жалобам на непонятность церковнославянского, — скоро потребуют сократить посты и отменить некоторые заповеди, их ведь тоже тяжело исполнять. Так и происходит в протестантских конфессиях. Но Православие тем и отличается от множества рукотворных религий, что не мы его сочинили и не нам его переделывать. Нам надо до него дорастать.

Владислав Головин// Отрок.уа

 

Почему в нашем мире столько страдания?

 

— Почему этот мир полон страданий? Есть ли объяснение тому, что всеблагой, всемогущий и всезнающий Бог не освобождает наш мир от страданий? Получается, что Бог этого не хочет?

— Бог знает о страдании, может изменить мир и хочет этого, но не делает. И людям трудно понять, почему так. Ведь любой человек посчитает верхом эгоизма не помочь своему другу, если тот страдает и просит о помощи. Поэтому атеисты считают, что разрешить проблему страданий в мире можно только предположив, что Бога просто нет.. Я часто слышал фразу, что я бы поверил в Бога, если бы в мире не было столько зла.

 Как же эта проблема решается в христианстве?

— В христианстве ответ дается очень простой: зло от нашей свободы. Человек сотворен по образу Божию, сотворен свободным. Если бы Бог лишил человека его свободной воли, то тогда бы он лишил человека его сущности, человек перестал бы быть человеком. Поэтому, если человек остается человеком, то он может выбирать между добром и злом., и может выбрать зло. Иначе он не человек, иначе он не свободен. Таким образом, Бог не отвечает за зло творимое в мире, а отвечает за это только лишь человек.

Но есть и еще очень важный фактор, объясняющий происхождение зла в мире. Это догмат о грехопадении.

Мы все знаем, что первородный грех состоял в том, что Ева съела плод с древа познания добра и зла и дала есть Адаму. А вот в чем сущность этой истории?

Заповедь «не есть с древа познания добра и зла» означала не познавать добро и зло. И под познанием подразумевалось не знание, которое у них было, а «обладание». Отсюда мы можем понять смысл первой заповеди, данной человеку: можешь обладать любой истиной, кроме добра и зла. Человек должен помнить, что он не творец мира, а творение. Ему было дано все в распоряжение, кроме нравственного критерия. Адам и Ева должны были понимать, что критерии нравственности, критерии добра и зла не в них, а в Боге. Вот что это означает. И когда наши прародители съели этот плод, то они как бы сказали: «Извините, но нет. Я этот критерий». В этот момент Адам обрел смертную природу.

Человека поставили перед выбором, и он сказал: «А я вот лучше знаю. Да, Бог говорил «не ешь», а я подумал и решил, что это неправильно. Оно яблоко приятно, действительно вкусно, вожделенно для глаз, оно дает знание, и я сам выбираю, что мне надо». Вот это позиция всего человечества после грехопадения: человек всегда основывается на своих собственных представлениях. Он не рассматривает какой-то объективный критерий, все его представления субъективны.

— Часто говорят, что это Адам согрешил, он съел яблоко, а я-то его не ел, так почему я должен страдать и отвечать за чужой грех?

— Да это позиция известная: мы тут все святые, яблоки только в магазинах берем, поэтому мы не должны отвечать. Но человечество расплачивается потому, что мы всегда, каждый день, по нескольку сотен раз делаем тот же самый выбор. Даже мы, христиане, крайне редко, если покопаться в себе, ставим себе задачу делать только так, как говорит Церковь. Хорошо еще если дело касается колбасы, тут-то мы твердо стоим, а когда чуть-чуть посложнее, то начинается: «Да я и так уже очень много сделал, я уже две недели колбасы не ем, а от меня тут еще что-то требуют. Ну нет, это-то уже для святых, для подвижников, а мне достаточно отказаться от колбаски, от творожка». Поэтому не надо говорить, что мы святые, мы постоянно этот же первородный грех делаем.

— Но далее возникает ситуация тоже не совсем понятная. Ну, съели Адам и Ева плод с древа познания добра и зла, но выгонять то зачем из рая?

— Да, действительно непонятно. Например, сказал я своим детям: «Конфеты не берите». Прихожу,… съели, и я им: «Вон! Что бы ноги вашей в моем доме не было!» Так мы должны поступать? Это такая настоящая православная позиция? Почему же тогда нам сказано прощать, причем бессчетно раз? А Бог не простил. Это ж надо, нам говорит – прощайте, а Сам не простил. Чуть что – сразу выгнал.

Чтобы понять этот вопрос, надо осознать последствия грехопадения для человеческой природы. Человек, ослушавшись Бога, сделал шаг от Бога (Жизни), в сторону смерти. Фактически, ослушание Бога есть акт самоубийства. Именно поэтому человеку было сказано «ты умрешь, если съешь с древа». Поэтому же сказано «с грехом смерть вошла в мир». Есть ли место для смерти в раю, в Царствие Божием? Безусловно, нет. Этот рассказ надо понимать образно, аллегорически. Человек стал смертным, его сущность стала иной по сравнению с сущностью Царствия Небесного, поэтому человек просто не мог оставаться в раю. То, что произошло с Адамом, было более похоже на сказку о том, как Иванушка выпил водицы и стал козленочком. И после этого Иванушке уже не было места среди людей. Вот тебе хлев и живи в нем, и то в лучшем случае, а в худшем вообще будешь съеден. Изменился человек, и место обитания его изменилось вместе с ним, потому что мир был создан для человека, под человека. Рай, конечно же, не изменился, но мир тварный изменился. Вот интерпретация догмата о грехопадении. И в этом случае становится понятно, почему Бог не может прекратить в мире зло и страдания. Первородный грех стал возможен потому, что человек был и остается свободным.

— Как быть с тем, что Бог, творя человека, заведомо знал о том, что тот Его ослушается и вынужден будет покинуть рай?

— Весь замысел Бога о мире возможен только в условиях того, что у человека есть свобода и возможность эту свободу реализовать, то есть имеется выбор. Согласно Блаженному Августину, человек в раю должен был добиться такого своего состояния, когда он не смог бы согрешить, то есть стал бы фактически вторым Богом. Но человек отказался от этого пути, он мог согрешить и согрешил.

— То есть иными словами, если бы Бог лишил человека выбора, оградил его от искушения – запретного плода, то человек не смог бы реализовать то свое качество, которое отличает нас от животных – свободу?

— Да, человек является образом Божиим, свободным существом и любое насилие над человеком является его убийством, превращением человека в животное, в машину.

Но остается еще один вопрос. Мы говорили пока только о зле, но не о страдании. Что такое страдание? Это всегда некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то заболевает, то человек понимает, что надо это лечить. Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания. Почему сказано было «будешь зарабатывать хлеб в поте лица своего, а ты жена будешь рожать в муках?» Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание. У нормального порядочного атеиста, не знающего догматики, просто волосы дыбом встают. Мне неоднократно приходилось слышать, как атеисты говорят: «И вы этого Бога любите? Вы хотите жить с Ним в раю?!» А решается проблема очень просто. Это не наказание, потому что человек сам избрал этот путь, он отошел от жизни. А Бог, как врач, констатирует этот факт.

Вот два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой – кашку.

— Ты что так?

— Да знаешь, врач не разрешает.

— А я вот своему тысячу долларов дал, он и разрешил.

Этот диалог показывает, что врач существует не для того, что бы разрешить или запретить водочку и прочее, а для того, что бы констатировать состояние и помочь. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.

Страдание в мире от прачеловека и от каждого из нас, которые совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

— Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?

-. Один из великих сказал, что гений это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется. Но надо так же понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание. Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану, а даже стану подальше.

Вообще же страдание это мерило того – правильно ли мы идем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы естественно не хотим этого.

Приведу такое сравнение, есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? – Вот тебе три тренировки, каждая по три часа, давай паши до тех пор, пока не упадешь. А другому говорит, – Ты пришел сюда здоровье поправить? Вот полчасика попрыгай, побегай, поплавай и можешь идти домой. Первому дается страдание, и он мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит, и тоже хорошо, лучше, чем водку пить. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинаешь получать удовольствие. Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.

— Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его.

— Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, будучи преданным учениками, преданным своим богоизбранным народом. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе и телесные и душевные. Поэтому Бог — это не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как его тварь страдает.

У великого поэта Александра Сергеевича Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем казалось бы это – жить, чтобы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания – нет жизни. Потому что жизнь это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием.

 

Лега Виктор Петрович, кандидат физико-математических наук,
кандидат философских наук, доцент (беседовала Наталья Смирнова)

// Эвенкия Православная

 

Откуда у Церкви деньги?

 

Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы — а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики — все это предлагается в «свечных ящиках», располагающихся у входа в храм или даже в самом храме.

Если человек знает Евангелие — он тут же вспоминает, что Христос изгнал торговцев из храма. Если человек Евангелия сам не читал — что ж, рано или поздно найдутся «доброжелатели» из какой-нибудь секты, которые не откажут себе в удовольствии ткнуть пальцем в чужой грех. С гневным возмущением они обратят ваше внимание на очевидное противоречие между жизнью Православной Церкви и Евангелием… Но ведь Евангелие читают и православные священники. Почему же в наших храмах звенят деньги?

Деньги в храме — это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни. Это наша плата за то, что мы живем не в традиционном обществе, не в крестьянской общине. Мы — жители городов, вдобавок северных, а отнюдь не палестинских или греческих.

Представим себе основы церковной «политэкономии» в ту пору, когда господствовало так называемое «натуральное хозяйство».

Что нужно было для повседневной жизни храма? Хлеб и вино для таинства Причастия. Воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. Все это совсем не экзотично и не дорого. У греческого, сербского, болгарского крестьянина (а именно оттуда к нам пришел православный уклад жизни) все это было под рукой. Хлеб он выращивал свой. Вино делал из своего винограда. Маслиничное дерево росло на его же пастбище. В качестве ладана могла сгодиться смола, собранная с деревьев (прежде всего — сосен и кедра). То, что мы сегодня выносим из храма, еще сто лет назад люди (по крайней мере, крестьяне) в храм приносили.

Так сегодня на панихидах, поминая своих близких «за упокой», люди приносят из дому печенье, яблоки, пряники, сахар, блины и ставят их на панихидный столик. По окончании молитвы часть принесенных продуктов они отдают церковнослужителям, часть — предлагают всем, кто находится в храме, часть — раздают нищим у храма. Вот так же раньше происходило и с важнейшей церковной службой — с Литургией. Люди приносили из дома вино и хлеб, передавили их священнику с просьбой помолиться за тех, кто принес эти дары и о тех, за кого они принесены. Это и было то, что сегодня называется «просфора». По-гречески это слово означает приношение. «Просфора» — то, что приносится в храм, приносится в жертву, а не то, что уносится из храма.

Но сегодня люди дома не пекут хлеб и не делают вино. Более того — ни домашняя выпечка хлеба (в тех семьях, где она сохранилась), ни домашнее изготовление вина или свеч сейчас почти ни для кого не являются основным видом труда. Люди живут иными работами, и эти иные виды труда дают им пропитание и заработок. Но где бы ни работал человек — его религиозная совесть напоминает ему: в своей работе ты пользуешься теми талантами, теми дарами, теми возможностями, что даровал тебе Творец. Так хотя бы частичку их верни в Его храм с благодарностью. Как же инженеру или трактористу, журналисту или учителю частичку своего труда принести в храм? Не деталь же от трактора приносить и не экземпляр газеты со своей статьей… — Так у нас есть знаки, выражающие плодотворность труда в самых разных сферах. Это то, что в современной политэкономии называется «всеобщий эквивалент». Деньги.

Часть того, что человек заработал, он в виде денег приносит в храм. Эти бумажки он меняет на то, что не сделал сам, но что нужно для службы в храме: на свечи, хлеб (просфоры), вино, масло, ладан… Для постороннего взгляда здесь происходит явная торговая операция: деньги меняются на предметы. На самом деле все иначе. Человек принес свою жертву. Но ведь денежную купюру не зажжешь вместо свечи, а монету не положишь в кадило вместо ладана. Что ж — Церковь заранее позаботилась о том, чтобы нужные вещества были заготовлены. Свечу не нужно делать самому и везти в храм через полгорода. К церковному порогу прихожанин может поднести свою жертву в виде монетки, а уже внутри храма идти со свечой в руке.

Мы не видим в этом акта купли-продажи. «Свечной ящик» — это скорее тот переходной тамбур, который помогает людям из современной цивилизации безболезненно перейти (хотя бы в одном отношении) в мир древней традиции. И потому мы не считаем, что наличие «свечного ящика» у храма нарушает Евангельскую заповедь или налоговый кодекс.

Патриарх Алексий при встречах с духовенством постоянно подчеркивает, что в храмах не должно быть слов «цена», «стоимость», «плата». Лучше говорить «жертва на такую-то свечу», «пожертвование на такую-то молитву». А есть храмы, в которых свечи вообще предлагают без всяких разговорах о деньгах. Свечи просто и открыто лежат, а рядом с ними стоит ящик для пожертвований. Кто-то по скудости своих средств берет бесплатно. Но нередко люди опускают в этот ящик не тот рубль, в который реально обошлось производство свечи, а пять или десять рублей — понимая, что здесь не обмен эквивалентами, а жертва…

Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но кроме этого, они еще и платили церковную «десятину» (пусть даже не деньгами, а частью своего урожая). Сегодня православная церковь (в отличие от многих протестантских общин) не призывает своих прихожан к столь ощутимой — десятипроцентной — жертве. Но жертва, пусть и малая, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно-значимый характер, должна быть все же принесена в храм.

Свечи, некогда необходимые для освещения храма, сегодня утратили это свое назначение. Храм освещается электричеством, а за электричество надо платить деньгами. Где храму взять деньги для расчета с городскими службами, если люди даже свечи будут покупать у уличных торговок?

То, что Церкви есть, на что тратить деньги, — понятно. Строительство и реставрация храмов, зарплата священникам и певцам, сторожам и уборщицам. Затраты на содержание семинарий, воскресных школ, церковных гимназий и больниц. Аренда помещений для внехрамовых бесед и лекций и покупка эфирного времени для радио- и телепроповеди. Содержание центрального аппарата и зарубежных миссий и представительств… Откуда же Церковь может брать эти немалые деньги?

В прошлые века большая часть этих средств шла прямо из государственного бюджета. При отделении Церкви от государства на этот источник более полагаться нельзя.

Многие религиозные общины, которые не зависят от поддержки государства, нередко вводят свой внутренний обязательный налог со своих прихожан. Это так называемая «десятина». Десять процентов от всех своих доходов прихожанин обязан пожертвовать в церковную кассу. Когда-то и на Руси было такое правило (вспомним, что первый православный храм в Киеве назывался «Десятинной церковью»). Но вернуться сегодня к такой практике нам мешает понимание того, что этот шаг означает сокращение и без того крохотных пенсий и зарплат многих наших прихожан на десятую их часть.

Что же в этом случае остается? Предложить прихожанам жертвовать в храм по мере своих сил (принося копеечные жертвы за свечи и просфорки) в обычные дни и годы их жизни. И при этом предложить им жертвовать в храм более серьезные суммы при тех редких случаях, что бывают в жизни нечасто (прежде всего — при крестинах и венчаниях).

Несомненно, что быть православным прихожанином в этих условиях гораздо «дешевле», нежели быть протестантом, платящим ежемесячную «десятину». Но, несмотря на это, протестантские проповедники любят поязвить на тему о сребролюбии православных: все, мол, у них за деньги. Нет, далеко не все. Человек может ходить в храм и жить церковной жизнью, не внося в церковную кассу вообще ни копейки.

Никто не заставляет его приобретать свечи. Важнейшие таинства нашей церковной жизни — исповедь и причастие — всегда совершаются безо всякой «платы». Если у человека нет возможности внести надлежащую жертву за крестины, венчание или погребение — по церковным правилам священник обязан согласиться на совершенно безвозмездный труд (труднее будет уговорить хор).

Если у человека нет возможности передать в алтарь записочку о «поминовении» своих близких с приложением к ней жертвенной копейки — и это не беда. Господь знает помыслы наших сердец и состояние наших семейных бюджетов. Если не мелочная корысть и не типичная жажда «халявы» стоят за этим, а действительная бедность — что ж, горячая молитва человека за своих ближних будет Богом услышана. Ведь священник, завершая литургию, опускает в Чашу с искупительной Кровью Христа все частицы, вынутые из переданных в алтарь просфорок. Вынимая эти частички (хлебные крошки) из просфор в начале Литургии, священник зачитывал имена тех людей, что значились в сопроводительных записках. Теперь же все их он опускает в Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Видите: священник не говорит «мною ныне поминавшихся», но вообще «поминавшихся». Упоминаемые в этих же словах «молитвы святых» — это отнюдь не только молитвы тех, кого мы привыкли видеть на иконах. Здесь имеются в виду и молитвы тех, кто стоят с нами в храме, тех, кто причастился Крови Христовой на этой Литургии (перед Причастием ведь священник возгласил: «Святая — святым», то есть святыня Христова дается тем, кто достойно, исповедав свои грехи, очистившись, приступает к Причастию). Как видим, не вместо нас молится священник о наших ближних, но вместе с нами. И поэтому невозможность принести денежную жертву на храм никак не означает, что человек не может приносить молитвенную, сердечную жертву Богу. Исповедуйся, причастись, и, причастившись, помолись о своих ближних — и такая молитва будет значить никак не меньше, чем молитва священника о них в алтаре по переданной тобой записке.

А теперь настала пора открыть главную тайну церковной экономики: Церковь живет на деньги атеистов,  на деньги «захожан». Прежде всего — на деньги тех, кого приносят в храм дважды в жизни: первый раз, чтобы крестить, второй раз — чтобы отпеть. Вот эти практические атеисты, не знакомые ни священнику, ни прихожанам, и передают свои деньги в церковный «свечной ящик».

Такая система церковной «экономики» сложилась в советские времена. Сегодня она, конечно, усложнилась. Появилась книжная и иконная торговля (есть храмы, в которых честно предупреждают: «Книги в нашем храме стоят дорого, дороже, чем в светском магазине. Но поймите, дорогие, приобретая книгу именно у нас, вы жертвуете на возрождение храма»). Есть благотворители-спонсоры. Бывает помощь со стороны городских властей.

И оказалось, что теплота человеческих отношений вознаграждается сторицей. Прихожане, полюбившие священника, убедившиеся в бескорыстии его служения, воспринимают нужды храма как свои. И, если не могут помочь сами, находят знакомых в новых российских элитах (в госаппарате, в банках, в сфере бизнеса), знакомят с батюшкой и убеждают помочь. Те же священники, что по-наемнически относились к людям и смотрели на прихожан сквозь купюры, остались один на один со всеми волнами финансового кризиса. На добрых же пастырях, сумевших по-человечески, по-христиански относиться к людям, сбылись евангельские слова о заботе о земных благах: Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Диакон Андрей Кураев

 

 Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *