Священство. Батюшка и терминатор

Батюшка  и терминатор

Еще недавно считалось, что на представления простых людей о священниках оказала непоправимое влияние антицерковная пропаганда. Но теперь, очевидно: образ духовенства в глазах первого постсоветского поколения также далек от реальности, как и у их родителей.
А основная причина в том, что хорошо, если каждый десятый россиянин имел возможность пообщаться со священнослужителем в неформальной обстановке. Зато почти все смотрели западные фильмы про добродушных, полноватых и нерасторопных католических монахов.
Фактически, священник и терминатор – два одинаково знакомых нашему человеку персонажа боевиков.
Нецерковные люди все время ждут от духовного лица каких-то особых подвигов, а если тот совершает их, воспринимают произошедшее как само собой разумеющееся. Для любого атеиста или агностика священник – не просто гражданин в рясе, а некое существо иного вида. В его сан они вкладывают порою гораздо больше нежели сами православные.
Это заставляет смотреть на священнослужителя с особым пристрастием, и не прощать ему самых мелких промахов, которые у обычного человека даже не замечают.
И уж, конечно, светские фильмы и книги подробно объяснили народу, что может делать священник, а что ему категорически запрещается. Именно к этим инструкциям зачастую и прибегают критики, удивленные поведением того или иного священнослужителя…
Ну а, батюшки бывают разные. Бывают хорошие, а бывают плохие. Бывают образованные, а бывают — нет. Бывают высоколобые интеллигенты, а бывают простаки, которые стесняются обедать в присутствии архиерея, зная об отсутствии у себя каких-либо манер.
Просто, священство – срез нашего общества, а не отряд суперменов-спецназовцев. И на их нелегком поприще искушений и ошибок встречается только больше, чем у простого среднестатистического человека.
Одна моя знакомая перестала ходить в церковь, потому что там ей не хватило строгости.
– Все слишком расхлябано, а мне хотелось армейской дисциплины и самопожертвования во имя великой цели, – сказала она.
В обычной жизни православным, как и всем людям на земле не хватает всех этих качеств, но ведь Православие предлагает и другой альтернативный путь – монашество. Именно монахи и есть тот «духовный спецназ», что издревле составляет костяк Церкви.
Почему не все священники – монахи? Мне кажется, в этом нет смысла, и такой подход может лишь навредить. Рядовой священник, чью паству составляют обычные миряне, просто обязан быть в чем-то похож на них. Иначе как он будет искать общий язык с людьми? Разве может монах до конца проникнуться ежедневными проблемами семейного человека?
Для воцерковленного христианина общение с приходским батюшкой – не момент высшего духовного откровения в разговоре с великим гуру, а всего лишь очередной эпизод ежедневной и многотрудной работы по спасению собственной души.
Увы, некоторым людям «человечный» батюшка не слишком удобен. К нему ведь надо идти со своими житейскими проблемами и грехами.
Напротив, для редких экзотических церемоний, вроде свадьбы или крестин – загадочный бородатый человек, говорящий высокопарным слогом и желательно в старорусской манере подходит гораздо больше, чем недавно рукоположенный молодой человек, предпочитающий автостоп поездкам на поезде.
И все-таки «миф о батюшках» постепенно тает. Самих священников стало больше, да и говорят о них все чаще по-другому. Хочется верить, что пройдет какое-то время, и старые стереотипы исчезнут. Тогда каждый сможет выразить свое отношение к духовенству, опираясь на собственные знания, а не по принципу того меломана из анекдота, которому «Биттлз» напевали по телефону друзья.
Лично о себе могу сказать, что развенчание образа священника как святого и неподкупного служителя Церкви лишь помогло мне укрепиться в моей вере. Рядом с обычным человеком я, грешный, чувствую себя комфортней нежели рядом с безгрешным роботом.
А то, что священник – не идеален… Ну и что? Если вы на дороге к Богу, неужели нельзя потерпеть какие-то мелкие недостатки единственного водителя, способного вас подвезти?

Алексей Соколов

О священниках

Поп, батюшка или «святой отец»?

До революции священников на Руси обычно называли «попами» (видимо, от греческого «паппас» — «папочка», «батюшка»). Однако за десятилетия гонений на Церковь слово это приобрело негативный оттенок и сейчас по отношению к священнослужителям  не употребляется.  В современной православной традиции наиболее приемлемое и распространенное обращение  — «батюшка», или «отец такой-то (имя)»*.

«Отцом» является даже очень молодой священник, ведь мы называем его так не в силу каких-то личных качеств, а потому, что через церковные таинства священник рождает людей для вечной жизни, для жизни с Богом, исполняет служение духовного руководства.

Выражение «святой отец» — в устах нецерковного человека чаще всего звучит уважительно, но вот к православному священнику, увы, не имеет никакого отношения. Такое обращение характерно для западной, Католической Церкви. Святость в православии признается Церковью лишь после смерти человека, да и священники православной церкви  в силу своего служения не выделяются из народа каким-то особым способом. Они наравне со всеми исповедуют свои грехи, осознавая, что никто, кроме Бога, не может быть безгрещным. Ни один служитель православной церкви, находясь в здравом уме, не сочтет обращенное к нему «святой отец» адекватным!

 

Чем священник отличается от остальных людей 

Безупречной репутацией. Он может жениться лишь однажды и только до принятия священного сана. Не должен брать в руки оружия и проливать кровь.

Должен быть по-настоящему верующим человеком (кандидата в священники перед принятием сана испытывают на знание вероучения, церковной жизни). Священник должен уметь и любить молиться, а служение Богу ставить в своей жизни выше всего.

Но главное (принципиальное!!!) отличие в том, что священнику в таинстве рукоположения дается  от Бога особая сила – благодать Божия, чтобы совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами. Священник – сан пожизненный, но за грубое нарушение заповедей может быть извержен из сана, и на духовное поприще больше возврата не будет.

 

О профессии, вернее о — призвании

Служение священника – особое, оно священно, потому что посвящено Богу. Первая и самая очевидная задача священника – совершение богослужений, таинств Церкви, молитва за свою паству – Богом  вверенных ему людей.

Но для того, чтобы эти самые люди пришли в храм, священник должен уметь адекватно рассказывать  о вере, о Христе, о Царстве Божием. То есть  быть миссионером, апостолом, проповедником  и учителем в духовной жизни.  В наши дни батюшка  также является и «лицом Церкви», выражая ее позицию по отношению к тому или иному явлению общественной жизни. При  всем этом священнослужитель просто обязан быть и организатором, и  хозяйственником, и руководителем  прихода. И как только батюшки все успевают?!

 

«Черные» и «белые»

Священники католической Церкви не имеют права жениться. А вот в Православии есть и «белое» — женатое духовенство, и «черное» — священнослужители-монахи, и даже целибатное священство – неженатые, но и не принявшие монашеского пострига священники (их, правда, крайне мало). «Черное» духовенство управляет церковью, женатые священники служат на приходах, примером собственной христианской семьи «вдохновляя» прихожан. В наши дни на приходах также могут служить и целибатные, и монашествующие священники. Кстати,  фамилии монашествующих (то есть «черного духовенства») всегда пишутся в скобках, а «белого духовенства» — без скобок.

 

Архи-  прото- и просто иереи

 

Степени священства Белое духовенство Черное духовенство Неофициальное соответствие воинскому званию
архиереи патриархмитрополит

архиепископ

епископ

 
иереи (священники) митрофорный протоиерейпротоиерей

иерей

архимандритигумен

иеромонах

полковник

капитан

диаконы ПротодиаконДиакон архидиакониеродиакон

 

О внешнем виде

 

Отличительной особенностью русского духовенства является ношение священниками усов, бороды и длинных волос, как подражание основоположнику Церкви – Господу Иисусу Христу.  Священник отличается от других людей и особой одеждой – подрясником и рясой. Эти необычные одеяния подчеркивают, что их носитель исполняет особое служение – служение не от мира сего. Видя священника в такой одежде, окружающие могут подойти к нему со своими духовными вопросами, с просьбой помолиться,  взять благословение.

Сейчас особых указаний (канонов) церкви о ношении священнослужителями мирской одежды нет. И в каких-то случаях батюшка – отец семейства может позволить себе гулять с маленькими детьми, идти в магазин или заниматься хозяйственными работами в мирской одежде, ведь ряса и подрясник являются из-за своего фасона и цвета очень маркими (представьте, каково потом матушке все это стирать!).

 

Как поздороваться с батюшкой

Священник, несмотря на важность своего служения все-таки является человеком, и по нормам приличия при встрече с ним принято здороваться. Люди, которые постоянно ходят в храм,  знают, что вместе со «здравствуйте» и «до свидания» священнику говорят: «Благословите, отец (имя) !»  Благословляя, священник призывает  на человека Божию благодать.  В православии существует обычай целовать священнику руку после благословения, этим христиане показывают свою веру в то, что через священника действует сам Бог. Благословение можно брать и у батюшки, одетого в мирскую одежду. Его священный сан не умаляется из-за отсутствия подрясника.

 

* Если вам, светскому человеку в почтенном возрасте, сложно обратиться к молодому священнику «отец», или «батюшка», то уместно будет назвать  священника  по имени-отчеству.

протоиерей Артемий и Анна Эмке

 

О духовных докторах

 

 « Для чего нужен духовник? Неужели я просто не могу, осознав свои грехи, попросить у Бога прощения? Для чего мне «посредник», и кто дал ему право распоряжаться моей судьбой?» — эти вопросы можно услышать довольно часто. Попытаемся, хотя бы кратко, ответить на них.

Духовник — не «посредник», а свидетель нашего покаяния. Он будет свидетельствовать на Страшном Суде, что мы осознавали свои грехи и стремились исправиться. Право прощать человеческие грехи дано священникам Самим Богом (Ин. 20, 22…23).

*   *   *

«Да, мне стыдно признаться на исповеди в своих страстях. Мне стыдно обнажать свою душу перед «посторонним человеком».

Но ведь не стыдимся мы обнажаться перед врачом. Мы с готовностью показываем ему даже сокровенные участки своего тела в надежде получить исцеление. А для исцеления духовного необходимо обнажить свою душу. В деле здоровья «посторонними» могут быть Ваши родные и знакомые. А врач и духовник не «посторонние»!

Нам гораздо легче рассказать о своих бедах соседям или друзьям, чем духовнику! А толку? Ну, посетуют, посочувствуют. И надают советов «в меру собственной испорченности»! Если вы больны — идите к врачу!

Невольно вспоминается один человек, который всем знакомым рассказывал о замучившем его геморрое. Пока один из приятелей не стал всенародно бестактно подшучивать на тему «больной задницы»…

Тайна исповеди священна гораздо более, чем врачебная тайна. Болтливого врача ждут лишь «оргвыводы». Нарушившего тайну священника извергают из сана.

*   *   *

— Ну, что у Вас болит? — спрашивает доктор пришедшего пациента.

— Ничего, — отвечает тот.

— А ко мне чего пожаловали? — удивился врач.

Так порой бывает и на исповеди. Вроде и на исповедь пришел человек, а грехов своих не осознает, считая себя чуть ли не безгрешным. Это лишь свидетельствует о духовной слепоте, помрачении души. Ведь чем ближе к свету стоишь, тем более мелкие пылинки видишь на своей одежде. Лишь стоящий во мраке не замечает, что его одежда грязна. Потому-то святые мужи считали себя грешнейшими из людей, ибо стоя в свете Божества, замечали мельчайшие пылинки грехов на «одежде души своей».

Не стоит уповать на прозорливость батюшек, которые «как рентгеном» увидят все наши проделки. Никакой прозорливец не исправит нас, пока мы сами не осознаем всю глубину своих падений.

*   *   *

— Доктор! Вы мне таблетки прописали, а что-то не помогает…

— А вы их принимаете? Регулярно?

— Не-а…

— А что же вы от меня хотите? Чтобы я за вас их принимал?

Никакие полученные от духовника советы и благословения не помогут нам, если мы не будем их исполнять.

*   *   *

Епитимия, налагаемая духовником — не наказание, а всего лишь горькая пилюля, необходимая для нашего скорейшего выздоровления.

*   *   *

Напоследок, наверное, не лишним будет напомнить в русском переводе то увещание, с которым обращается священник к кающимся:

«Вот, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою. Не устыдись и не побойся, да не скроешь что от меня. Но не смущаясь скажи, что сделал, да получишь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами, я же всего лишь свидетель, да свидетельствую пред Ним обо всем, что скажешь мне. Если же что скроешь от меня, то двойной грех иметь будешь. Осознай, что ты пришел в лечебницу — да не уйдешь отсюда неисцеленным».

 

P.S. Если у Вас уже есть духовник, то Вы имеете полное право не обращать никакого внимания на приведенные выше советы. Спросите лучше об этом у него и поступайте так, как он благословил Вам.

 

Игумен Валериан (Головченко) // Отрок.ua

Отец Митрофан

 

Одна женщина пришла в церковь второй раз в жизни, случайно попала к отцу Митрофану* на исповедь и сказала: «Во всем грешна».Авва же, желая вывести женщину из опасного ослепления, спросил: «Что ж ты, и мужу изменяла?» «Не помню»,- отвечала удивленная женщина. «Пьяная, что ль, была?»- уточнил авва.

Женщина же  вначале соблазнилась, но со временем обратилась к истинному покаянию и начала постоянно ходить в церковь. Правда, не к отцу Митрофану.

***

Если жена жаловалась на мужа, или на свекровь, или же на соседа, батюшка давал ей один и тот же совет: «А ты его убей».

— Как убей? – изумлялась женщина.

— Задуши подушкой или подсыпь в чай мышьяку.

Иногда же добавлял: « А можно отправить его на мясокомбинат и порезать на сосиски».

После этого жаловаться на близких ему переставали.

***

Тем,  кто собирался делать аборт, авва говорил: «Роди, а потом оставь в коляске на морозе, как бы случайно, попищит и замерзнет, и все будет хорошо. Это грех меньший, чем аборт».

— Почему меньший?- удивлялась будущая мать.

— Проверь, увидишь.

Но никто так и не проверил.

 

Майя Кучерская «Современный патерик»

 

прообраз  о. Митрофана —  известный московский священник — протоиерей  Дмитрий Смирнов

 

Пастырь добрый: каким должен быть священник?

 Лидия Янбаева, продавец

Во-первых не нам судить о личности священника.  Какие качества мне хотелось бы видеть у священнослужителя? Самопожертвование, любовь к Богу и личный пример везде и во всем, доброта и любовь к людям.  Но любовь к Богу – это, все-таки, самое главное.

Ольга Токарницкая, заведующий лор-кабинетом военной поликлиники:

Главная черта, которая должна отличать священника от других людей – это искренняя вера.

Обидно, что люди, как правило, не делают скидки на то, что священник — тоже человек, со своими особенностями характера, он может быть и больным, и уставшим. Мы себе можем позволить какие-то человеческие слабости, а священник, получается, что не может: он все время на виду — во время богослужения, во внехрамовой жизни: в семье, в отношениях с другими людьми.  Мы имеем право пребывать  в плохом настроении, и все это может отражаться и у нас на лице, и на словах, а  для священника это непозволительно. Даже семья священника — его матушка и дети — тоже все время на виду. По-моему, это очень тяжело.  При всем при том священник во время исповеди слышит все наши признания и знает, насколько мы все несовершенны.

Евгений Щулепов, «Фондсервисбанк», програмист:

Одно из самых важных качеств священника- это искренняя вера. Очень важно так же  и его отношение к прихожанам: чтобы внимательно выслушивал на исповеди, быстро отзывался на требы, которые, кстати, могут случиться не в самое подходящее время.

Священник, наверное, должен быть просто хорошим человеком. Хотя для меня лично важнее, чтобы он заботился об исполнении своих священнических обязанностей, благолепии храма.

Священник  должен быть для нас образцом во всех аспектах своей жизни: служении Богу, семейной жизни. Он  должен являть людям Христа. А мы, видя пример священника, были бы примером для остальных людей.

Максим Дрозд, алтарник храма:

Священник отличается от других  людей тем, что он находится в священном сане и должен придерживаться определенных канонов и своей жизнью показывать пример для подражания: как он живет по заповедям, как общается с людьми.

Во-первых, священник должен быть добрым. Насколько бы сложным не было его служение, священник должен относиться к каждому прихожанину с теплотой душевной, встречать всех с радостью.

В семейной жизни он также должен быть примером. Ссоры — самая плохая сторона семейных отношений, часто скандалы случаются по гордости одного из супругов. А священники отличаются тем, что они уступают и находят мудрые решения в разрешении конфликтов во всех сферах жизни.

Владимир Мякин, военный пенсионер:

Как говорят святые отцы: «священник есть ангел Божий».

По-моему, священник должен обладать лучшими человеческими качествами. Как говорил Чехов: «в человеке все должно быть прекрасно». Те, кто приходят в церковь (как это часто бывает) начинает разглядывать не свои недостатки, а чужие. Поэтому священник находится под пристальным вниманием всех, кто ходит в храм, и недостатки батюшек  иногда  принимают гипертрофированные формы. Но если подойти к этому вопросу со смирением, то какое тебе дело до недостатков священнослужителя — смотри на собственную душу.  Если ты приходишь, например, к травматологу, а у того нога кривая, ты же не кричишь: «Как я буду лечиться у врача с кривой ногой?!».

Мы приходим в церковь  исправлять свои недостатки, собственное человеческое несовершенство. Нужно брать у священника лучшее, что у него есть. Все его кажущиеся недостатки могут и тебе самому дать понять: а сам-то ты, собственно кто?

Если мы придем в храм со смирением, то личность священника будет  нас очень устраивать.

Олег Гречкин, военнослужащий:

Священник- пастырь, он должен вести, наставлять. Он должен быть образцом, выполняя те заповеди, которые мы все стремимся исполнить. Я понимаю, что священник- тот же человек и все человеческое ему не чуждо,  но, все-таки, хочется видеть,  что он  в чем-то выше других людей.

Какие  качества мне хотелось бы в первую очередь видеть в священнике? Честность, порядочность, добродетельность, отсутствие сребролюбия, любовь к ближнему.  Но самое главное — это искренность его веры в Бога, а все остальное — второстепенное.

записала Анна Эмке

 

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *