Сегодняшний день называется в Церкви Прощеным воскресеньем. И мы слышали в Евангелии простые слова, которые мы знаем с детства: хочешь, чтобы ты был прощен, сам научись прощать. Все мы хотим, чтобы Господь нас прощал, а друг друга прощаем с трудом, или не прощаем вообще.
Почему-то мы не можем найти общего языка даже с самыми родными людьми… Даже с «кровиночкой» своей — с женой, в которой ты еще совсем недавно, в «конфетно-букетный» период, души не чаял и жизнь готов был за нее отдать, мы не можем найти общий язык. Какие-то взаимные претензии друг к другу: она «не так посмотрела», он «не то сказал». Не вовремя пришел… вещи свои разбросал и вообще… и в частности — тоже.
Что же это такое? Что же с нами происходит? Мы же вроде как православные люди, христиане. Мы все всё знаем и понимаем, но вот как-то не получается у нас найти общий язык с родными. Я уж не говорю – с не родными: с соседями, с подчиненными, с начальством. Очень сложно…
Грех, совершенный первыми людьми в раю, повлек за собой повреждение человеческой природы. И вот грех буквально «разбирает» человека на части: тело – само по себе, душа –сама по себе. Тело не слушает душу, а душа… у каждого в какую-то свою сторону стремится и не всегда Духа Святого слушает.
Наши дух, душу и тело можно сравнить со скакуном и наездником. Наездник — это душа, скакун (такой, знаете, норовистый, сильный) – это наше тело, а дух – это компас, который должен указать наезднику верное направление. А у нас – все в разные стороны, да еще и скакун на всаднике… верхом скачет. Это неправильно.
Эта «разобранность», повреждение мешают нам прощать других людей.
Из года в год мы говорим друг другу: «прости меня» и слышим в ответ: «Бог простит, и я прощаю», «и ты меня прости» – «Бог простит». И так – по кругу, из года в год.
Языком мы прощаем, даже ум прощает (понимает, что надо бы простить), а сердце простить не хочет. И мы устами говорим «прости», а сердце остается при своем, и нет в нем мира. Видите, как разобран человек?
Какими усилиями нам создать в своем сердце мир, чтобы не вспоминать обиды, чтобы быть как дети, которые не помнят обид? Дети, пока они маленькие, очень быстро забывают обиду. У ребенка еще слезы не высохли, а мы его отвлекли, он играет, смеется и нам прощает все на свете.
Господь говорит: «будьте как дети, потому что таковых есть Царство Божие» (Мф.19:14). Таковых — которые умеют прощать сердцем, забывать обиду совсем, стирать из сердечной памяти.
И вот мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, имеем возможность каждый Великий пост потрудиться над тем, чтобы всадника посадить обратно на лошадь, дать в руки компас и попробовать отправить его по нужному пути.
Конечно, и всадник будет с непривычки критиковать этот путь, и находить себе всяческие оправдания, чтобы по нему не идти. И конь будет норовистый, и взбрыкивать будет: «Подавай-ка мне вкуснятину разную!». Или даже просто будет требовать включить телевизор: — «Давай новости посмотрим. Ну, новости-то — безобидные!» А потом телевизор уже так и не будет выключен: за новостями последуют какие-нибудь «развлекушки». За ними – еще другие.
Да, тело будет диктовать свое, а душа — «тянуть» в другую сторону.
Но мы с вами, православные люди, имеем уникальную возможность: Церковь называет предстоящие сорок дней «Святой Четыредесятницей». Святой – потому что она нас к святости призывает и святое нам предлагает, и святые ориентиры нам дает в жизни. Вот, например, молитва святого Ефрема Сирина, которую мы будем в пост читать каждый день, будет восстанавливать порядок в нашей человеческой природе.
Может быть, мы и не успеем мы за сорок дней восстановить этот порядок. Может быть!
Но давайте потрудимся ради этого. Потренируемся. Постараемся что-то сделать. Хотя бы поймем, что без Божией благодати мы не способны исправить свою природу.
Без Бога, как говорится в нашем народе – не до порога.