18 июня правящий архиерей – епископ Плесецкий и Каргопольский Александр (Зайцев) встретился с прихожанами храма святого Архистратига Михаила города Мирного. Такие беседы – с владыкой Александром или настоятелем храма отцом Артемием — было решено сделать регулярными: «как профилактику приходской аритмии, чтобы был регулярный пульс».
Теперь каждое воскресенье в 18 часов приглашаем желающих на часовые чаепития – беседы обо всем на свете. Печеньки к чаю приветствуются. Приходите!
А пока предлагаем вашему вниманию ответы владыки Александра на вопросы мирян:
— Я – военнослужащий по призыву. Сослуживцам не нравится, что я хожу в храм. Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста
— Много советов дадут святые отцы. Но я посоветую кое-что из своего опыта и посоветую это всем: надо быть честным. Честным по отношению к Богу, к людям и к себе. И даже если это будет вопреки какому-то «здравому», как казалось бы в этот момент окружающим смыслу.
Я работал в свое время на стройке, был подсобником и тогда уже ходил в храм.
Бригада — 4 человека. Перестроечное время. Каждый кирпичик перекладывается не только раствором, но и крепким словцом. И по-другому не получается: везде так! Я себе тогда одну поставил задачу: лично для себя не допускать бранных слов, следить за собой. Никогда у нас в бригаде не было об этом разговоров. Но через 2 месяца вся бригада эти слова не употребляла. Как так получилось – я не знаю.
Будьте честны. Господь и намерения целует. Видите как: солдат имеет желание пойти в храм помолиться, принять участие в благодарении (греч. — Евхаристии), но не имеет возможности, а у многих людей нет желания идти в храм, хотя такая возможность есть …
— Владыка, как правильно молиться?
— Если я сейчас скажу: «вот так надо молиться» — это будет неправильно, потому, что у каждого из нас ответ на этот вопрос должен родиться свой. И этот ответ должен родиться из вашего труда.
У святителя Игнатия Брянчанинова есть такое произведение «О молитве» и он говорит, что душа молитвы – внимание. Без внимания молитва мертва, как человек без души. Ведь есть же люди, которых называют «бездушные», и они живут как-то. Так и молитва бывает «бездушная» — невнимательная.
Внимание – это труд солдата, стоящего на посту. Он трудится? Еще как: его меняют каждые 2 часа. Хотя он вроде ничего особенного не делает – просто стоит.
Только у солдата его труд – внимание — направленое вовне, а у нас, у воинов Христовых, внимание направлено вовнутрь. Надо каждый день понуждать себя трудиться: любить Бога, любить людей и любить себя (это не эгоизм, а истинная, построенная на смирении любовь к себе). Без этого труда не вынешь рыбки из пруда, и, уж тем более, не достигнешь святости.
Еще одно важное условие молитвы – «дух мирен». Помните, преподобный Серафим Саровский говорит «стяжи дух мирен». Другими словами: поставь себе цель – святость и тысячи людей вокруг тебя спасутся. И пусть мы сами еще только на пути к спасению, но… Вы только представьте: если мысленно «расставить» по нашей земле всех святых, которые на ней подвизались и вокруг них – те тысячи, которые вокруг них спасутся: мы тоже, вроде как, можем в это число спасающихся войти. Единственное, и это будет уже от нашего усилия зависеть: нужно поближе к святому оказаться, чтобы он от нас не отвернулся.
Еще одну мысль скажу, которую я прочитал у святого Паисия Святогорца (святой конца XX века): когда мы думаем о святых, то они думают о нас. Поэтому чем чаще мы будем думать о святых, тем чаще будем получать от них помощь.
— Владыка, как вы относитесь к сети Интернет?
— Нам сегодня некогда читать и поэтому мы смотрим в интернет. Могу вам сказать, чтобы вы не боялись сегодня этой сети вот что: интернет – это огромная зловонная, опасная, санитарно-загрязненная зона, свалка. Но если мы будем одеты в скафандр, к которому будет подведен специальный шланг, а за плечами будет ранец с кислородом, то мы какое-то время можем на этой свалке находиться и даже найти там что-нибудь доброе.
Вопрос из зала: «А сколько человек таких есть, которые могут ходить в интернет»?
Владыка: «Вы лучше спросите, сколько есть таких скафандров специальных. А что такое – этот скафандр»?
— Это если есть благодать Святого Духа на человеке, то он может в интернет идти.
— Правильно вы говорите про скафандр.
И кислород в ранце у кого — какой. У детей этот скафандр очень тоненький, если он вообще есть, поэтому они сразу заражаются, как только в интернет попадают. Взрослый человек минуту-две может продержаться благодаря кислороду из ранца, но дальше ему становится дышать нечем. Но есть и специалисты – люди, который специально к выходу в интернет готовятся (там же опасно: бактерии, вирусы)
Сейчас, чтобы противостоять вирусам, люди не стесняются по городу ходить в масках, у нас это еще не так распространено, но в больших мегаполисах люди ходят в масках по городу, на футбол ходят, в метро. Они не стесняются: вирусов боятся и бактерий.
Так вот в интернете этих вирусов и бактерий – очень много. Они там живут, размножаются и просто кишат. А насчет того, зачем вообще идти на свалку, — люди ведь не задумываются об этом: идут как в магазин за полезными продуктами, вывеска интернета ведь не «планетарная свалка», а «всемирная паутина», в которую, якобы, попалась полезная информация для каждого, кто зашёл. И проблема подавляющего большинства людей относительно интернета — только в том, чтобы иметь туда доступ, и качать-качать-качать, и желательно бесплатно, безлимитно, постоянно. Без особого труда. Мечта лодырей — всех, кто не привык бороться с ленью.
К выходу в «паутину» нужно готовиться. Надо иметь иммунитет, надо иметь запас воздуха, проходить ТО (техническое обслуживание) скафандра — хорошенечко проходить — чтобы дырочек в нем не было. И тогда уже на 15-20 минут можно выйти. Полчаса – это самый максимум. Дальше уже опасно: можно задохнуться.
Это что касается интернета. Но и не пользоваться им совсем в наше время – тоже, наверно, нельзя. У многих храмов, епархий есть сейчас свои сайты. Мы там можем много узнать полезного. Очень хороший сайт у мирнинского храма. И много моих знакомых читают этот сайт.
Если вы заходите на сайт храма или епархии, вы будете уверены, что заразы там вообще нет. Или чувствуете, что задыхаетесь в интернете – вынырнули на сайт мирнинского храма, вдохнули кислорода – и плывите в сторону дома.
И можно ведь сравнивать: человек дышит в интернете одним воздухом и попадает в другой, он сразу понимает: что-то здесь не то, чем-то другим пахнет. Как у сектантов, например, или раскольников…
И надо наших детей учить, что когда пыль и грязь из интернета на них летит – надо глаза закрывать, а не наоборот. Если мы их научим быть осторожными, понимать: «здесь есть вирусы и надо отсюда уходить», то они меньше будут заболевать духовно, меньше будут заражаться. Вот так я думаю по поводу интернета
— Как научиться смирению?
— Поделюсь одним монашеским приемом: в своей бытовой жизни попробуйте действовать против своего желания: Хочется полежать – вставай! Хочется посуду помыть – не мой. Не хочется мыть посуду – мой! Хочется петь – молчи! Хочется помолчать – отвечай на вопрос, который тебе задают. Хочется поспать – бодрствуй. Хочется помолиться – ложись и спи (смех в зале). А что, вот когда вам хотелось помолиться последний раз? Нужно делать наоборот.
Это один из приемов и он, конечно, сразу не приведет к смирению. Но все-таки, со временем, появится навык следить за собой…
— Как отвечать на хулу против Церкви?
— Тут не ответишь одним словом. Надо знать, с кем вы разговариваете, о чем вообще идет разговор.
Во-первых, надо вспомнить евангельское: «не мечите бисер перед свиньями» (Мф.7:6), еще раз подумайте, с кем и о чем вы сейчас говорите. Во-вторых, если вам нечего сказать, ничего и не говорите: не можете найти контраргументов и переубедить человека — честно и смиренно себе в этом признайтесь. Помните, как в детстве, когда нас в классе обижают, обзывают, ты жалуешься маме, а она что отвечает? «Покрути пальцем у виска» или «да не разговаривай ты с ними, сынок!»
Еще один момент: обычно осудительные разговоры у нас идут о третьих лицах. Это как закон. Обычно мы с трудом критикуем того, кто присутствует. Святые отцы нам советуют: не говорите о третьих лицах вообще.
Если начинают говорить о тех, кто в разговоре непосредственно не участвуют (ну вот нет в данный момент у нас на кухне или в рабочем кабинете Владимира Владимировича, патриарха или отца Артемия), и вы понимаете, что прервать этот разговор нельзя, просто перетащите его на себя («а вот я.., а у меня..»). Разговор сразу потухнет.
Неинтересно обсуждать того, кто присутствует.
Ну и, наконец, надо помолиться за человека, который говорит плохо. Ну, хулит он Церковь – и что?! Сегодня он так говорит, а завтра? Апостол Павел вообще Церковь гнал, а стал первоверховным апостолом. Так тоже бывает. Помолитесь.
— Можно ли ходить в протестантскую церковь, если живешь не в России, а в Швеции?
— Есть ли опасность в ином толковании священного Писания в протестантской церкви? Есть. Можно ли находиться там, где опасно? Можно. Тучи комаров на нас нападают – а мы все равно в лес идем.
Находиться в опасном месте можно. Но при определенных условиях. Нужна защита. Если этот человек – православный, то ему, по большому счету, просто незачем туда ходить. Или другой вариант: ваша знакомая будет туда ходить и весь приход станет православным. И если я скажу: «туда ходить нельзя», я сразу весь этот шведский приход обреку на отсутствие знаний о реальном Православии. Поэтому я так не сделаю.
Приведу такой пример из жизни: Германия, последняя четверть XX века, мужской католический монастырь. Где-то около 10 монахов. Делать им особо нечего: у католиков по другой системе обеспечиваются монастыри.
И вот эти монахи от нечего делать ходят в библиотеку и (о удивление!) читают книги. И вот как-то они добрались до таких глубин своих библиотек, где нашли книги святых восточных отцов — православных. Зачитались монахи и всем своим монастырем перешли в Православие.
Ваша знакомая сама должна понять, что ей нужно. Да и потом: эти протестантские приходы.. они ведь разные. Бывает, и понять не можешь, куда ты попал, на дискотеку или…
А бывают и добропорядочные приходы. Священное Писание изучают. Наизусть заучивают. В отличие от нас, кстати. Мы-то наизусть с вами мало что знаем.
Еще раз повторюсь: протестантские приходы разные бывают, но православный вряд ли найдёт в них то, что ищет.
— Как правильно сохранить божественную благодать после Причастия?
— Меньше болтать. Это совет всем.
А конкретнее уже к духовнику обращайтесь. Если зуб болит – нужно идти к стоматологу. Ему виднее, как именно нужно помочь: одному человеку — зуб удалить, другому — мышьяк положить, третьему – разрезать что-то надо, четвертому — запломбировать.
В общем – обращайтесь к духовнику!
— Молитва за усопших: это им нужно или нам?
— И им, и нам. Им — потому что «нет человека, который жив будет на Земле и не согрешит» (3 Цар. 8, 46). И с первого дня существования Церкви она молится за усопших, потому что верит: нет такого греха, который превысил бы милость Божию, Его любовь к нам. Мы верим в это и молимся об усопших, прося изменить их загробную участь. А ежели он – усопший – по молитвам Церкви достигает Царства Божия, вы приобретете «старшего брата» — молитвенника в Царствии Небесном.
Ну а нам молитва за усопших нужна для того, чтобы иметь память смертную: «помни о смерти – вовек не согрешишь» (Сир. 7,39). Мы грешим тогда, когда забываем о смерти. Молитва за усопших нам напоминает о смерти.
— Каких поэтов вы бы рекомендовали нам почитать из русской и советской литературы?
— А я не знаю плохих поэтов. У каждого поэта есть хорошие стихи. Если у человека есть духовное обоняние, если вы сами чувствуете, что «пахнет чем-то не тем»: не христианским, не православным, вы и не будете это читать.
Как сказал Александр Сергеевич: «не зарастёт народная тропа». Вот, к кому не заросла народная тропа – тех и читайте. Народ сам определил, кто ему «полезен».
— Владыка, как вы относитесь к присоединению Крыма?
— О, это политический вопрос! Понимаете, в чем штука: кто не знает истории, тот рискует ее повторить, что, собственно, и происходит. А вопрос «как я отношусь»? Вот если этот вопрос задать святителю Луке Крымскому. Как он ответил бы? Вот так и я.
(Одобрительный гул и смех в зале: архиерейский посох и скуфья владыки Александра находятся с двух сторон от иконы святителя Луки. )
— Ну, значит, святитель уже ответил.
— Владыка, а как быть с уважением к страшим?
— А как воспитать уважение к старшим, если старший сам никого не уважает? Невозможно! На чем зиждется уважение к страшим у мусульман? Они, что, воспитывают уважение повторением: «а ну-ка, давай, уважай старших»?
Нет, у них это все естественно происходит. Все видят в семье, как старший уважает Бога: встает на молитву пять раз в день, соблюдает посты и праздники, ходит в мечеть, Коран читает, ходит в скромной мусульманской одежде. Это внешние факторы воспитания уважения к старшим. А что нам мешает молиться пять раз в день? Если молиться перед едой и после еды (даже без богослужения) это уже будет больше пяти. Что мешает нам изучать Священное Писание? Что мешает нам ходить в храм? Что мешает нам соблюдать пост? Что мешает нам внешне выглядеть православными? Давайте хотя бы возьмем пример с мусульман. Я пока не знаю, как в Мирном, но в Санкт- Петербурге они все перечисленные признаки очень выразительно в обществе проявляют и уважение к старшим у этих народов, что называется, «в крови».
— На исповедь в храме стоят и ждут своей очереди люди старшего поколения – бабушки. Прибегают с улицы дети-подростки и сразу же – к батюшке. Может, я не понимаю чего-то, может, в храме все по-другому? Но я считаю, что здесь нарушается ценность уважения к страшим. Если я не права, прошу прощения у вас, владыка, и у всех присутствующих.
— Ну что, присутствующие, будем исправляться? То же касается и Причастия. И кто только этих «младенцев» вперед пихает? С самого детства ребенку говорят: «ты – царь, ты – князь, тебе вперед. Ты – главный». А с чего это он — главный?
Ну, если орет, то можно его причастить без очереди.
Сейчас я выражу свое собственное мнение. Оно – не общецерковное, а мое личное. Еще раз это подчеркиваю. Я считаю, что если младенец причащается, а родители не причащаются, то это… Нет, это не бесполезно, а … неправильно!
Ребенок даже не задаст своим родителям вопроса о Причастии, когда подрастет, он просто перестанет в Церковь ходить. И примеров этому – сколько угодно. А обратный пример вы можете мне привести? Что ребенок, которого приносили причащать на правой руке, потом – за ручку приводили, сам лет в 10 продолжает ходить в храм? А в 15? В нашем храме такого примера нет? На моей памяти – только обратные примеры. Но я искренне надеюсь, что где-то и по-другому может быть.
Либо до 10 лет дети ходят, либо после 20…
А вот если родители причащаются, тогда и дети ходят. Почему? Вот запомните или себе запишите: детям важно то, что важно вам. Если вам не важно причащаться по воскресеньям, ребенку это тоже станет не важно. Вы себе ставите Причастие целью раз в месяц — он себе раз в полгода поставит. Вы будете причащаться каждое воскресенье – он, дай Бог, раз в месяц придет.
Есть такая поговорка: насильно мил не будешь. В Царство Небесное силком не затащишь. Какая польза от Причащения бессознательного ребенка? Может, она и есть. Вопрос спорный. Я даже верю и надеюсь, что эта польза есть, но я думаю, что большая польза – от того, что ребенок видит, как его родители готовятся к Причастию и причащаются сами.
— Что такое «миссионерство в современном мире»?
— Да, а что такое «миссионерство», у вас какие ассоциации? Это когда сектанты ходят по квартирам, предлагают литературу, пристают на улице, тянут за рукав. К вам тоже приставали? А почему? А потому, что они видят в нас благодатную почву: взрыхленную, но не засеянную. И думают, что сейчас посеют в нас свои семена: «Бог есть любовь! Давайте изучать Библию! Христианство! Ура! Возьмите брошюры!» Если бы они в нас видели искренних горящих православных людей, он бы нас стороной обходили: что время зря тратить, все равно не их адепты….
Но это про них, а от нас, скажите, миссионерство сегодня требуется? Мы веруем во «единую, соборную и апостольскую Церковь». От нас также требуется миссионерство, мы должны нести свет миру. А как? Ну хотя бы так, чтобы люди, глядя на нас, могли сказать, что мы православные.
— Как противостоять сектантам?
— Повышать общий уровень грамотности и своей, и своих детей, ходить на занятия в воскресную школу для взрослых. Надо вооружаться мечом духовным и щитом молитвенным и противостоять.
Давайте мы с вами периодику некую в наших встречах утвердим. Как бы нам регулярно встречаться? Хорошо бы делать это еженедельно. Ну на то я вам и дан, чтобы помогать, если отец Артемий в этот день служит в воинской части.
Давайте так: если буду на кафедре – в Плесецке или Мирном – буду у вас.
Знаете, приходская жизнь – это пульс, а когда неровно, непостоянно – это уже аритмия.