Дмитрий Быков:
…А между тем, благая весть —
Всегда в разгар триумфа ада,
И это только так и есть,
И только так всегда и надо!
Когда, казалось, нам велят —
А может, сами захотели, —
Спускаться глубже, глубже в ад
По лестнице Страстной недели:
Все силы тьмы сошлись на смотр,
Стесняться некого — а че там;
бежал Фома, отрекся Петр,
Иуда занят пересчетом, —
Но в мир бесцельного труда
И опротивевшего блуда
Вступает чудо лишь тогда,
Когда уже никак без чуда,
Когда надежда ни одна
Не намекает нам, что живы,
И перспектива есть одна —
Отказ от всякой перспективы.
На всех углах твердят вопрос, осклабясь радостно, как звери: «Уроды, где же ваш Христос?» А наш Христос пока в пещере, в ночной тиши. От чуждых глаз его скрывает плащаница. Он там, пока любой из нас не дрогнет и не усомнится (не усомнится только тот глядящий пристально и строго — неколебимый идиот, что вообще не верит в Бога).
Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:
— Погибло все. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зерна.
— Предатель ты.
— Подослан ты.
— Он был неправ.
— Неправ?!
— Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес…
Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда еще чуть-чуть — и все бы.
Глядишь кругом — земля черна. Еще потерпим — и привыкнем. И в воскресение зерна никто не верит, как Уитмен. Нас окружает только месть, и празднословье, и опаска, а если вдруг надежда есть — то это все еще не Пасха. Провал не так еще глубок. Мы скатимся к осипшим песням о том, что не воскреснет Бог, а мы — подавно не воскреснем. Он нас презрел, забыл, отверг. Лишил и гнева, и заботы. Сперва прошел страстной четверг, потом безвременье субботы, — и лишь тогда ударит свет, его увижу в этот день я: не раньше, нет, не позже, нет, — в час отреченья и паденья.
Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду; когда уже ничто, ничто не намекает на победу, — ударит свет и все сожжет, и смерть отступится, оскалясь.
Вот Пасха.
Вот ее сюжет.
Христос воскрес.
А вы боялись.