О простом человеческом счастье

протоиерей Сергий Ганьковский

9 апреля — Вход Господень в Иерусалим

Мастер из Нерези (Македония) фрагмент фрески

«Вход Господень в Иерусалим » 1164 г.

Мы то взыскуем Бога, то бежим от Него, и вера в наших душах сменяется предательством. С давних времен и поныне, все те же самые люди – мы — то с радостью кричим «осанна», то с яростью — «распни Его»!

Радуясь сегодняшнему дню, не будем забывать о том, зачем наш Бог и Спаситель идет в Иерусалим. Он идет туда умирать.

Весь ужас события, которое мы сегодня празднуем, заключается в том, что никто из стоящих вдоль этого недолгого пути не догадывается, не знает, что осленок везет Сына Божия на Голгофу. На смерть.

И люди с пальмовыми ветвями в руках там, у стен Иерусалима и мы, стоящие в храме с ветками вербы, чего мы ждем от Господа Иисуса? Чего мы просим у Него сейчас, в момент, когда начинается Скорбный путь Спасителя нашего на Крест?

Я знаю, чего просят у Христа те толпы иерусалимских граждан и каждый из стоящих здесь. Знаю, потому что и сам прошу только этого: здоровья, счастья, благополучия, тихой безмятежной жизни. «Теплого местечка», попросту говоря. И совершенно не важно, в какие конкретные формы эти всеобщие просьбы воплощаются. Ведь граждане иерусалимские тоже хотели простого человеческого счастья, вполне законных вещей: свободы от римских оккупантов, религиозной и национальной свободы, хлеба и жизни для себя и для детей своих. Они хотели того же, чего и мы хотим. И эти желания не были незаконны. Точно так же, как вполне законны и наши молитвенные просьбы к Богу и Спасителю нашему. Только вот беда, никто из вопивших «Осанна» не понял, что для того, чтобы воскреснуть для новой жизни, для того, чтобы восстать из порабощения римским ли оккупантам или просто греховным страстям, нужно «подвизаться до крови», нужно умереть за свободу, нужно сораспяться со Христом. Нужно пить Чашу, которую Он пьет.

Граждане Иерусалимские этого не поняли. Не прошло и пяти дней, как те же, кто восторженно кричал «Осанна», яростно завопили: «Распни Его».

Нам нужно помнить об этой страшной ошибке. Нам, стоящим с вербами в руках, и тем самым свидетельствующим, что мы так же, как и они встречаем Христа, нужно удержаться от их заблуждения. Нам нужно понять, что нашими грехами, нашей холодностью, нашим спокойным равнодушием Христос распинается вновь и вновь. Нам нужно понять, что это мы, а не давно умершие жители знойной Палестины, ждем от Господа нашего «теплого местечка», а Он призывает нас к доверию и сораспятию.

Если мы этого не поймем и не отдадим Ему доверчиво свое сердце, свою жизнь, свою судьбу, не боясь и не ужасаясь ничему, что нам предстоит, боюсь, что и мы завопим очень скоро: «Распни Его».

Ведь для того, чтобы так согрешить, совсем не обязательно в самом деле призывать к распятию. Достаточно просто забыть о Нем. Жить так, как будто не было в истории страшной казни на Голгофе, жить, как живут миллионы людей, даже не утруждая себя вопросом: «Чего Бог хочет от меня?»

Весь Великий Пост Церковь пыталась пробудить в нас покаянное чувство. Если попробовать в кратких словах определить, что это такое, то, очевидно, что это — понимание того, что Распятие — это наших рук дело. Распятие стало возможным, потому что рос и умножался грех в каждом из людей. И мы знаем, что так же, как и в те далекие годы, он растет и умножается в нас, бесстыдством, ленью, жадностью, ненавистью.

И вот на пороге страстных дней, когда начинается восхождение Бога нашего на Крест, только всего и попытаемся понять, что это — наших рук дело. Грех и смерть — наших рук дело. И поняв это, с новой силой, с новой надеждой вспомним о слезах Спасителя, оплакивавшего Иерусалим, потому что этими слезами, этой любовью, этой жалостью к человеку четверодневный Лазарь воскрес из мертвых. Этими слезами и мы восстанем от греха. Этими слезами и мир спасен будет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *