19 марта – Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная.
Божий мир — не заводная машинка в руках Бога. В мире есть свобода, которую Бог не только не уничтожает, но и бережет.
Христу совсем не угодно, чтобы всех нас распяли, прибили руки гвоздями и проткнули ребра копием. Дело не в характере и форме смерти, а в ее смысле. А смысл – в воскресении вместе со Христом. О чем нам читают Апостол во время нашего таинства крещения, где говорится о том, что крещаемый крестится как в смерть Христову, так и в Его воскресение.
То есть мы крестимся не в крест, а путь Христа. И крест как кровавое распятие — не единственный путь, хотя и наиболее прямой. Поэтому Господь не винит нас во временном земном относительном благополучии, и не корит Своим крестом, и не пеняет:
– Вот Мне было плохо, пусть плохо будет и тебе, потому что так надо. Потому что всем должно быть плохо, потому что это закон Вселенной, чтобы всем тем, кто хочет войти в Царство Небесное, было страшно и плохо. И ты, смотря на страдания Христа, должен чувствовать ничтожность своих страданий и свою собственную ничтожность личности. Ты должен также осознавать вину, с которой ты родился, живешь и умрешь и от которой ты никогда не отмоешься. И еще ты в сокрушении должен осознавать незаслуженность тобой милости Божией.
Это всё хорошо, но Богу этого не нужно. Ему нужно наше спасение и счастье наиболее экономным способом, без излишнего страдания и желательно без крови, потому что Христос ввел в богослужение новое понятие, неизвестное древнему миру – бескровную жертву.
Христу не угодны христиане-рабы, виноватые во всём заранее. Ученик или друг Христов – это нечто иное. И к ученику другое отношение, чем к рабу.
Мы кресту поклоняемся не как орудию казни, не относимся к нему как плате за вход или ключу Рая. Мы, поклоняясь Кресту, показываем свое понимание природы ветхого человека и природы первородного греха как того, что мешает нам войти в радость Господа своего. А перед крестом мы почтительны как перед средством, дарованным нам от Бога ради нашего выздоровления и обновления.
Грех врос в душу человека, как нити грибницы. Да, выдирать грех трудно и даже больно. Но это не боль смерти, а боль снятия бинтов с больной души. Крест – есть небесное лекарство.
Крест как принцип установлен не для пробитых рук, а для распятия в себе основ звериного естества, сущности падшего человека, сросшегося с грехом.
Крест – это средство уничтожения греха. Он – орудие очищения и счастья, которое лежит впереди исцеления. Те, кто проповедует крест как законную муку, тяжесть и боль, подменяют замысел Христа о человеке своим вымыслом.
Грех приносит боль, тяжесть и уныние. Он привносит в душу мрак и страдания. Очевидно, что грех – ненужная и опасная вещь. И, тем не менее, человеку кажется, что расставшись с грехом, он лишится сам себя как личности.
Однажды на исповеди мне было сказано следующее:
– Вы что, хотите, чтобы я стала святой? Чтобы я, как ваши церковные старушки или, Боже сохрани, ваши монашки, надела на себя мешок с дыркой для головы?
Как странно: жить с грехом невыносимо. И жить без греха невыносимо. Что же ты хочешь, человек?
Человеку, пораженному мицелием греха, жизнь с Богом и праведность кажется катастрофой, а не освобождением. Именно для людей, любящих грех, сросшихся с ним, для тех, для кого грех стал сущностью – крест есть страшное орудие уничтожения своей личности, источник страха и мучений.
Но для тех, кто любит Бога, всё по-другому. Те, кто любит, иногда встают на колени пред любимым не из страха, а ради восторга любви. Так и христиане, ученики Христа, склоняют колени перед распятым Христом, испытывая к Господу благодарность за Его жертву и восхищение силой Его любви.
священник Константин Камышанов
// Душа. Встреча с Православием