Праздник, посвященный обретению главной святыни христиан – Кресту, на котором был распят Христос, появился в IV веке. Экспедиция из Византии под руководством святой императрицы Елены отправилась в Иерусалим. В городе, который после взятия его римлянами в 70 году нашей эры был уничтожен с особой жестокостью и даже был распахан — чтобы не осталось и следов Иерусалима — удалось установить место погребения Христа.
Под храмом богини Венеры в пещере нашли три креста и табличку «Иисус Назорей. Царь Иудейский» (эта подробность распятия известна из Евангелия). На Крест Христов могло указать только чудо. По распоряжению иерусалимского епископа к трем крестам поочередно прикладывали тяжелобольного человека – он выздоровел, и мертвеца – тот воскрес. Толпы народа стали собираться у пещеры. Чтобы все желающие могли увидеть святыню, епископу Макарию пришлось высоко поднимать (по церковно-славянски «воздвигать» животворящий Крест).
На протяжении семнадцати веков этот день для Церкви – праздник. Почему?
Чем так дорог крест христианам?
Раздетый донага, оплеванный, избитый, под гогот и улюлюканье толпы на Кресте в течение нескольких часов умирал Сын Божий. Данные современной науки в исследовании Туринской Плащаницы приоткрывают ужас страданий распятого Человека. Если кто-то думает, что Бог не мог страдать по-настоящему, прочитайте отрывок из Евангелия в котором Христос кричит с Креста: «Отец Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мк.15:34) . испытывая человеческий ужас богооставленности.
Крест Христов дорог нам как символ Его страданий и смерти.
Но Крест Христов — и символ победы над смертью. Если бы не было Распятия, не было бы и Пасхи – Воскресения Христа из мертвых. Мы, христиане, вслед за святым Иоанном Златоустом имеем право воскликнуть: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа? Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!» (из «Огласительного слова на Пасху»).
Да, мы умрем. Но и воскреснем тоже.