Ирина Якушева //Православие и мир
Вступаем в Страстную. Наступает то время, когда мы вечно опаздываем и не успеваем – и все, кажется, поздно. Поздно доделывать то, что не успели Постом. С понедельника начать каждый день (уж точно!) молиться утром и вечером. Больше читать духовного. Меньше просиживать за компьютером. Вовремя ложиться спать, чтобы встать пораньше. Заняться чем-то спортивным. Гулять с ребенком каждый день по два часа… Все это поздно, да и не до того.
Оглядываясь назад, видим, сколько всего, с одной стороны, мы не успели, а с другой – каким житейским, земным было наполнено это время. А впереди – Страстные дни, и новое, суетно-праздничное уже недели три как привлекает нас в магазинах: яички, цветочки, корзиночки, куличики. Гуляем на детской площадке, и тут кто-то невзначай спрашивает: «Когда там у нас куличи-то святить – девятнадцатого? Ну-у-у, все пойдут вереницей!» – кивает в сторону храма. Улыбаешься как хранитель какой-то особенной тайны: да, пойдем. Но сколько еще пережить предстоит, если бы вы знали…
Однажды я проспала Пасху…
Да, было такое. Храм был рядом с домом – это удобно. На неделе ходила на все положенные службы, убиралась в дневной сон ребенка, окна мыла, на рынок ходила, куличи пекла. Вечером субботы муж пошел в храм, а я накрыла стол и уложила ребенка спать в коляску, решив пойти не к началу службы, а чуть позже. Присела на диван и уснула так, что по двум телефонам до меня невозможно было дозвониться. Проснулась в начале первого от плача дочки. Все кончилось хорошо, но…
Первое, о чем стоит подумать хозяйке – какие бытовые проблемы уж точно НЕ стоит решать на Страстной. Не помыли окна? Не постирали покрывало? Не разобрали книжный шкаф? Не начистили до блеска кастрюли? Это не беда! Никто никогда об этом не узнает, а вот потерять от таких дел на Страстной можно гораздо больше.
Если генеральная уборка не была сделана до Вербного воскресенья – отложите ее до лучших времен. Приурочьте к дачному сезону.
Но ни в коем случае не назначайте на Великий Четверг, когда по «народной» традиции считается уместным мыться, убираться, печь куличи и красить яйца. И все это – в один день, в который, помимо прочего, надо уместить два важных и красивейших богослужения!
Вообще, неясны до конца причины упорного следования этой «чистой» традиции. Может, когда семьи были большими, женщины менялись: одни на службе, другие баню топят, а вечером те, кто молился с утра – полы драят? Но сейчас-то, когда выделять специальный день под «банный» нет необходимости, что мешает покончить с хозяйством к понедельнику-вторнику – эти дни не такие напряженные, как конец недели.
Кулинарные шедевры
Когда же печь куличи, если не в четверг? Меня тоже интересовал этот вопрос, пока однажды я не испекла их во вторник, и все встало на свои места.
Нет, не засохнут! Домашние, дрожжевые, хранятся больше месяца, разрезаешь – и они как из печки, благоухают. Красота. Корочка подсыхает, да, но она уже через несколько часов после духовки становится плотной. И это вообще не проблема, если вы кулич украшаете глазурью или пудрой.
С яйцами, конечно, такой номер не пройдет – недельку их не будешь хранить, но и процесс окраски, согласитесь, не очень трудоемкий. Можно, в конце концов, использовать термоэтикетки, а часть яиц отдать на расправу детям с фломастерами. Так что покрасить можно в любые два часа, которые вы выкроите благодаря отказу от лишних хлопот.
Разработайте меню на Пасху сейчас – это избавит от лишнего времени, проведенного в магазинах и от лишних покупок на радостях после поста. Мы на Пасху готовим традиционные куличи, творожную пасху, красим яйца. К этому добавляется одно мясное блюдо – и хватит, пожалуй!
Блюда эти тяжелые, для кулинарных экспериментов времени много, а лежать на диване шариком на Светлой Седмице совсем не хочется. Если придет много гостей, мы закажем пиццу, да и по доброй традиции они всегда приносят угощение, все меняются яйцами, куличами. Так что умереть с голоду мы не боимся. Зато и у плиты не помрем.
Богослужения Страстной: как вместить?
Если в житейском смысле нас беспокоит вопрос, как втиснуть службы в плотный рабочий и хозяйственный график, то для духовной жизни вопросы посложнее: как прочувствовать, понять, по-новому ощутить происходящее?
Вот, богослужения, например. Лучше успеть на все, но впопыхах, после работы, с опозданием, или на одно-два – но хорошенько подготовившись, вовремя? В любом случае, в начале недели нужно выбрать службы, которые хотелось бы посетить.
Большинству рабочие дни не позволят пойти на утренние службы первых дней. В таком случае можно вспомнить о Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду, когда последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с великими поклонами. Одна из самых важных служб года совершается в Четверг – день, когда вспоминается Тайная Вечеря и установление таинства Евхаристии. Очень помогают настроиться аудиозаписи с песнопениями дней Страстной Седмицы. Их можно и в машине послушать, и параллельно с домашними делами.
Стоит сразу разобраться, есть ли возможность в среду, четверг и пятницу ходить на службы вечером. Заранее договориться с родными о подмене друг друга, чтобы каждый смог или подготовиться ко причастию в Четверг, или сходить на утреню с чтением 12-ти Страстных Евангелий, или посетить хотя бы одну из служб, посвященных выносу и погребению Плащаницы. Возможно, всей семьей и получится охватить по максимуму главные события этой недели.
Детям о Страстях
Если в семье хотя бы иногда детям читают адаптированное Евангелие, то вопроса, как рассказать ребенку о святых и страшных днях, практически не стоит. Читаем вместе. Думаем. Смотрим картинки. Придумываем риторические вопросы, побуждая ребенка задавать свои.
Но стоит подумать, насколько глубоко мы хотим погрузить ребенка в эти переживания. Это зависит и от возраста, и от психологического состояния, от того, насколько часто в семье читают, слушают евангельские рассказы.
Лет в десять я в священном ужасе читала какую-то пасхальную брошюрку, где сокращенно описывались евангельские события этих дней. Перечитывала множество раз, не решаясь задать никакие вопросы, выяснить какие-то подробности – да никто и не смог бы мне ответить. С какого-то возраста я знала, что Христа прибили гвоздями к Кресту (так мама объяснила изображение на крестике) – но кто, зачем, почему совершил это бессмысленное и ужасное, мне не было понятно. И почему в результате мы что-то празднуем, красим яйца, целуемся – и что вообще такое «Воскрес»?
Я бы не сказала, что сегодня мою пятилетнюю дочь сильно трогают рассказы о Распятии и Воскресении, подробности и смыслы этих событий. Больше ее интересуют разные чудеса — многочисленные исцеления, совершенные Христом, гораздо ярче и глубже поняты. Все ведь болеют, всем бывает плохо от боли.
А Воскресение… я сейчас подумала, что этого, наверное, не может вместить маленький человек, при жизни которого никто из родных еще не умирал. «И слава Богу!» — невольно вырвется у нас, и мы будем правы. Может и лучше, что победа над смертью пока остается не понятой ребенком до конца. Стало быть, не надо и настаивать на дополнительных переживаниях – ведь Праздник для ребенка начинается с простых понятных символов.
Вот, например, огоньки. Если получается прийти только к концу чтения Страстных Евангелий, или только к Погребению Плащаницы – возьмите с собой малыша, и он сможет донести до дома огонек в своем собственном фонарике. Освящение куличей, красные свечи, убранство храма и дома, подготовленная нарядная одежда, открытки бабушкам, особенные блюда. Ведь все это – не бессмысленная суета, а впечатления, которые не могут быть забыты, которые все мы храним как память о Празднике в родительской семье.
Помня об этом, успеем не только убраться, приготовить, рухнуть после службы и уснуть, но и самое главное – порадоваться Празднику, как умеют только они, наши маленькие вдохновители на великие подвиги!