Об умном делании, «кильках в томате» и не только…
(архивный материал газеты «Дорога к храму» за 2013 год)
Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы
Святой Иоанн Дамаскин
***
Игумен N:
Пост был установлен давно, не нами. И не с потолка взят, а установлен святыми отцами. И время это очень полезное. Здоровье пост дает. Но речь идет не только о пище. Во время поста надо как обычно «включить» не только язык, но и уши, и глаза (что там у нас еще есть?).
А как сейчас пост понимают? Вот живем мы, молочное, к примеру, не едим, а между собой сладить не можем. Что скажут? «Лучше уж поели бы, но жили в мире»…
По-современному переводится пост. Вот женский пол узаконили уже юбки не носить, а брюки. Это они чисто узаконили и говорят: «Причем здесь мужики? Ничего здесь плохого нету», Так и про пост получается: «Ну что тут пост? Да ладно, ерунда! Можно его уменьшить». Но как был пост, так он и остался, ни в чем не изменился! Пост дает для человека много пользы, потому что за обычной пищей, и за обычными нашими разговорами, и потребностями, которые мы искусственно себе вырастили:тяжело нам Бога увидеть.
Если мы сможем себя в этом ограничить, то будет у нас прибыль: трезвение появится, мы не будем утомляться, а крепче станем, у нас радость будет.
***
Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому»
Преподобный Симеон Новый Богослов
***
Мария, педагог, многодетная мама:
— Когда я первый раз собиралась поститься Великим постом, муж сказал, что будет поститься вместе со мной. Я очень рада, что с тех пор мы постимся вместе. Мы еще только на первой ступеньке, но мы вместе стареемся идти вперед.
Хочется в Великий пост постараться быть лучше, чище, чем всегда. Но трудно. Мало опыта, мало знаний. И домашние заботы и проблемы никто не отменит.
Очень хочется объяснить своим детям, а еще лучше — показать им на собственном примере, для чего нужен Пост. Чтобы его окончание для них было праздником Воскресения Господа, а не праздником конфет и мультиков.
***
Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста, если ты немощен телом.
Преподобный Варсонофий Великий
***
Алексей, инженер-электрик:
— Сложность Великого поста и вообще постов в том, что на первое место выходит не духовное делание (молитва, покаяние, совершение добрых дел), а просто ограничения в пище. Получается не пост, а диета.
Что лично мне помогает пережить пост? Частое посещение храма и проповеди священников.
***
Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями.
Святитель Василий Великий
***
Матушка Елена Авраменко, мама четверых детей, г. Мирный:
— Пост у нас всегда проходит радостно, мы его ждем. Может, это потому, что детишки еще маленькие и у них нет переходного возраста?
Я хотела бы дать совет православным мамочкам: нужно, чтобы дома всегда была еда. Она должна быть постной. Но она должна быть. И должна быть вкусно приготовлена. Я уже сколько раз слышала от православных людей, которые выросли в верующих семьях о том, что пост у них ассоциируется с одними макаронами. И все!!! А детям-то этого не хватает. Им еды не хватает. Рыбку, например, ведь можно пожарить…
А еще слышала, что когда в православных семьях дети вырастают (видимо сказываются перегибы «православного воспитания») они говорят, что не любят пост. Я для себя решила, что дети наверно сами будут должны решать, от чего им в пост отказываться по мере взросления.
***
Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило… — различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа»
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
***
Юлия Максимчук, педагог дополнительного образования:
— Я стараюсь во время Поста думать не о всех 6 его неделях, а о конкретном сегодняшнем дне. Чтобы в этот день все, насколько смогу, сделать достойно. Тогда и 6 недель незаметно и не так тяжело протекают.
Пережить пост мне помогает молитва, церковные таинства и те знания, которые я получаю в воскресной школе для взрослых. Еще помогает то, что мои близкие стали посещать храм и, хотя сами и не соблюдают пост, но очень терпимо, с уважением относятся к моему стремлению его соблюдать.
***
Нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя»
Святой Иоанн Златоуст
***
Александр, предприниматель:
— С недавних пор пост ожидаю почему-то с радостью. Наверно из-за того, что возлагаю на это время надежду избавиться от какой-нибудь дурной привычки, черты характера, если не совсем, то хотя бы на время, или приобрести добрую. Начинать Великий пост надо с молитвы, и не оставлять ее на все время поста, что конечно, сложно.
Но если первую неделю понудить себя быть на всех Богослужениях, то пост пережить намного легче, и «продуктивнее». Еще я заметил, что без усилий и преодолений трудностей Великого поста радость Пасхи Христовой сильно уменьшается…
А эта радость стоит того, чтобы потрудиться.
***
При назначении постной пищи Церковь совершенно не руководится сентиментальными соображениями, как вегетарианство или индуизм, а чисто физиологическими — устраняет то, что «утучняет» и возбуждает.
Пост развивает духовные силы: молиться вы не станете, наевшись; к умирающему не пойдете, выпив шампанского; страдающего лучше утешите, когда вы не пресыщены (…) Но пост есть дело совершенно внешнее, техническое, подсобное, и если оно не сопровождается молитвой, усиленной духовной жизнью, то дает только внешнее раздраженное состояние.
Священник Александр Ельчанинов (1881—1932)
***
Матушка Анна Бигдан, мама двоих детей, г. Брисбен, Австралия:
— Свой первый сознательный Великий пост я не забуду. В 14 лет я пришла из воскресной школы и заявила родителям, что с завтрашнего дня начинается Пост и я буду поститься. В то время никто из семьи в Храм не ходил, поэтому моё заявление их немного обескуражило.
Мама сказала, что готовить на два стола не собирается: «У нас есть гора пайковых «килек в томате» — вот ими и спасайся». Так на кильках я и жила полтора месяца (сейчас на эти консервы даже смотреть не могу). Это дало мне неоценимый опыт. Пост — это отказ от вкусной и скоромной пищи ради сострадания Христу, попытка принять на себя малую часть тех тягот, что Он понес за нас.
Я никогда не хотела всяких колбасок-творожков больше чем тогда, в свой самый первый Пост. Зато была такая легкость во всем, хотелось постоянно ходить в храм, читать духовные книги и вообще свернуть горы. Через пару лет оба этих чувства притупились: уже не так хотелось скоромного, но и горы стояли на своем месте. Тогда я поняла, что пост — это больше, чем отказ от мяса и молока. Это постоянная работа над собой, над тем что внутри, а не снаружи.
Чисто с продуктовой точки зрения поститься в Австралии намного проще: овощи круглый год и свежие морепродукты под рукой. Но в плане духовном намного сложнее -службы только по выходным и только несколько раз за весь пост литургия Преждеосвященных даров. Особенность зарубежной церкви в том, что священник по будням работает по светской специальности, так как приход не в состоянии содержать его семью. Поэтому даже великопостную литургию на буднях делают вечером, чтобы люди смогли прийти и помолиться.
Вообще, по своему опыту знаю, что пост телесный невозможен без поста духовного, чем чаще ты на службах, тем больше сил. В свое время я роптала на то, что кроме основной работы пропадала в храме по 6-8 часов ежедневно, а сейчас и рада бы хоть на полчасика, но не могу: двое малышей долгих служб не выдержат, а папа — диакон. Несколько раз в год он меня выручает и сидит с детьми, пока я смогу пойти в храм. Вот так по очереди и ходим.
***
Галина, инженер:
— Раньше я заходила в храм на Рождество и Троицу – свечки поставить. А семь лет назад в Великий пост ситуация в моей жизни сложилась таким образом, что я была в великом унынии. Даже можно сказать, в отчаянии.
Дома я встала на колени перед иконами Спасителя и Богородицы и со слезами и сокрушенным сердцем стала молиться. На другой день промыслом Божиим я пришла в храм. Потом подготовилась к исповеди и причастилась. Выдержала весь Великий пост легко. С тех пор я хожу в храм. Для меня это потребность и радость.
**
Итак, ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния. Молитвы совершаются со вниманием, особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Толстое чрево не родит тонкого смысла.
Святитель Иоанн Златоуст
Подготовила Анна Эмке


Русский