Я ехала в Плесецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с не очень легким сердцем. Вроде надо поближе познакомиться, вроде надо как-то помочь, но … рвать себе сердце, глядя на детей, «оказавшихся в сложной жизненной ситуации», честно скажу, мне не хотелось совсем: проблему «неблагополучных» семей не решить. Безнадега…
Но после моих нескольких осторожно-деловых вопросов типа «как тут у них все устроено», я вдруг поняла, что есть в работе специалистов центра и трудности, и радости (их гораздо больше), но той «безнадеги», которой я так боялась, нет и в помине. Эта статья в преддверии дня рождения Центра, 16 февраля, – о его видимой и не видимой работе и реальных добрых делах, которые под силу каждому.
«Если вы чувствуете, что срываетесь, приходите к нам заранее»
У специалистов центра все проблемные семьи условно делятся на тех, «кому очень плохо» и тех, кому пока еще «не очень». Дети из семей «очень» (родители пьют, жестоко обращаются с детьми, или их не кормят, потому что совсем нечего есть) примерно на полгода – пока ситуация в семье не разрешится — попадают в круглосуточное отделение СРЦН. И с детьми в «круглосутке», и с их проблемными родителями все это время работают специалисты центра.
Светлана Вронская, социальный педагог: С годами мы поняли: какой бы ни был плохой родитель, все равно ребенку в семье лучше, чем в детском доме, поэтому мы всеми силами стараемся родителей вернуть на путь истинный.
Людмила Тухбатулина, педагог-психолог: Даже если мама на полгода возвращается в семью и не пьет, ребенка все равно надо возвращать домой. И мы маме говорим: «Если вы чувствуете, что срываетесь, придите к нам заранее, напишите заявление, устройте ребенка к нам. Грубо говоря, вы «пропьетесь» эту неделю и ребенок обратно в семью вернется, а не в детский дом попадет». И некоторые родители приходят. Конечно, не всегда все получается, есть родители, которые срываются. Но статистика показывает, что за 10 лет работы у нас все меньше и меньше детей идет в детский дом.
Люди, которых везде «футболят»
Почему многие пьющие люди или те, кто отказался от детей, первое время к ним не приходят – рассуждает Людмила Тухбатулина — им элементарно стыдно, что дети здесь оказались и сначала они не идут навстречу. Когда родители понимают, что мы их не укоряем, стараемся их понять, оказываем реальную помощь, например, с трудоустройством, или вещами — они по-другому начинают относиться и к себе, и к детям.
Эти люди настолько привыкли, что их повсюду отпинывают, что они — «бомжи вонючие», или какие-то там еще … Когда они получают у нас реальную помощь, то обращаются к нам много раз и дают наши координаты кому-то еще.
«Круглосутка»
Это ласковое название круглосуточного отделения у меня ассоциируется с кругосветным плаванием. Пожалуй, так оно и есть. Пока специалисты центра работают с родителями, ребенок почти 180 дней и ночей проводит в центре. Все дети — очень разные. Сейчас в СРЦН находится мальчик, у которого ситуация в семье поменялась коренным образом: сначала – проблемы в семье, потом мама попала в аварию, долго находилась в коме и теперь она, как инвалид, уже не может воспитывать ребенка. Была в истории центра и удивительная семилетняя девочка, которая пришла к главе очень отдаленного поселения, куда увезла ее непутевая мать, с просьбой отправить ее снова «домой», в Центр со словами: «Возьмите меня обратно! Я хочу учиться!». В дальнейшем судьба девочки сложилась хорошо, ее взяла под опеку замечательная женщина.
За год через «круглосутку» проходит около ста детей. Иногда – не очень-то воспитанных, иногда – просто любящих шалости, но часто очень больных , нервных, с энурезом.
Однако государственное финансирование почему-то не учитывает всех этих факторов «кругосветного плавания» и специалистам центра приходится ломать голову, например, над тем, где бы в начале календарного года раздобыть для детей трусы, носки и новые столы, за которыми можно делать уроки. И, если бы не жители Мирного (о них пойдет речь и дальше), центру пришлось бы совсем тяжело: миряне регулярно привозят сюда канцелярские товары, детские вещи и игрушки.
Отделение по работе с «пока не очень плохо»
В отделении профилактики семейного неблагополучия, которое начало свою работу в 2013 году, всего два специалиста. На 27.5 тысяч квадратных километров Плесецкого района – специалистов, прямо скажем, немного. Две хрупкие девушки находятся в постоянных разъездах – рейдах по району: плановых, и по тревожным сообщениям. Это притом, что в какие-то поселения можно попасть только по «зимнику» — устоявшейся зимней дороге…
Специалисты центра отмечают, что малоимущих семей в районе действительно много. Но государственную помощь – льготы, пособия эти люди как «малоимущие» не получают, потому что доказать свое бедственное положение им не под силу: слишком дорого. Все справки оформляются в районном центре, а билет на маршрутку до Плесецка в одну сторону стоит до 500 рублей, т.е. заказ справки «вытянет» на тысячу рублей, а ведь потом ее надо будет еще и получить!
Специалисты отделения профилактики, собираясь в очередной рейд, не только готовят речи для увещевания «неблагополучных» родителей и информацию о правах и льготах для них, а еще и доверху «затаривают» служебную газель вещами и продуктами, которые принесли в центр добрые люди. Именно вещи и продукты оказываются лучшим средством профилактики для родителей в проблемных семьях.
Деревенская безнадега
Людмила Тухбатулина: На периферии о-очень тяжело. Вроде везде сейчас говорят, что благосостояние в стране повышается, но мы работаем с такими семьями, которые живут на тысячу рублей в месяц. Большинство людей просто не представляют, как живет периферия, как там выживают люди.
Светлана Вронская: Первый раз приедешь в глубинку – и волосы дыбом встают. Вроде дома у людей и чисто, но …как же там бедно! В домах мебель времен наших бабушек стоит: у людей элементарно нет возможности купить новую. И работы никакой нет… Живут на «подножном корму»: охота, рыбалка, грибы, ягоды — на сдачу.
Бессмысленно вставать на учет в службе занятости, если билет на маршрутку столько же стоит. И работы по месту жительства не предложат все равно. И цены в единственном деревенском магазине – совсем другого уровня. Или залежалась у владельца магазина красная рыба с нового года, так он дает под запись курицу только после того, как человек берет килограмм рыбы…
Светлана Геннадьевна, которая возглавляет отделение профилактики, искренне убеждена в том, что проблема пьянства в глубоких деревнях – это вина государства, а не местных жителей:
— Почему? Да потому, что когда людям говорят: «Идите, работайте!» , а работы никакой нет в принципе, им проще напиться и забыться. В деревнях пьют от безысходности.
И при всем при этом нам нравится ездить на периферию потому, что там люди добрее. Ты идешь, а с тобой все здороваются. У нас был шок первый раз, когда мы приехали в глубокую деревню: выходят дети из школы и каждый проходящий ребенок «Здравствуйте!». В Мирном или в Плесецке если в школу зайти – кто с тобой поздоровается? А там, в деревнях, это осталось.
И эти люди деревенские – они такие благодарные. Мы приехали вроде с минимумом, а они довольны, нас благодарят. Эта отдача радует, и мы готовые ездить туда и работать с ними еще и еще.
«Мы оказываем помощь конкретно, пакетами»
Я разговариваю со специалистами центра в кабинете отделения профилактики. Здесь на полках – много потрепанных папок, на которые меня просят не смотреть: «Понимаете, мы с ними просто очень часто работаем и они … потрепались…». В толстенных папках под названиями муниципальных образований – вся база данных по неблагополучным семьям в Плесецком районе. За десять лет работы центра все проблемные семьи учтены и, что самое для меня поразительное – этим людям ПОСТОЯННО оказывается адресная помощь.
Рассказывает Светлана Вронская: «Мы раздаем вещи и продуктовые наборы их не абы кому, а договариваемся с детскими садами, школами, главами поселений, уточняем списки нуждающихся. И мы конкретно, пакетами, оказываем помощь. Мы помогаем тем, кому действительно трудно, кому нечего надеть, кому нечего поесть, кто считает, буквально, каждую копейку.
И ведь раньше, когда отделение профилактики только открылось, у нас не было никакого запаса вещей и продуктов, Мы тряслись буквально над каждой тряпочкой и тетрадочкой – лишь бы себе хватило. Сейчас, благодаря постоянной помощи мирян, которые привозят продукты длительного хранения, бывшие в употреблении вещи и бытовую технику, кроватки, коляски, канцелярские товары, игрушки, мы расширяем сферу своей деятельности. И наработали очень много проектов».
Акции по борьбе с безнадежностью
«А почему об этом нигде не пишут и не говорят?» — удивляюсь я: «а если и пишут, то почему я не читала о благотворительных проектах центра?!» И про себя думаю: да ведь эти женщины где-нибудь в столице могли работать креативными директорами крутых агентств.
Хотя по должности специалисты центра вполне могут ограничиться и «промывкой мозгов непутевым родителям» , они красиво, радостно и не попрекая людей бедственным положением реально оказывают им помощь. Только представьте себе: в отдаленном поселении в один прекрасный день высаживается «социальный десант», состоящий из разных специалистов: педагогов, психологов, врачей Плесецкой ЦРБ, специалистов ОСЗН, центра занятости, школьного театра, тут же работает полевая кухня, раздаются заранее укомплектованные и подписанные пакеты с вещами и продуктами. В рамках десантов – и мастер-классы и флешмобы для детей, и конкурсы с призами для семей. Лично меня почему-то очень трогает приезд в поселения и парикмахера, который бесплатно делает прически.
Весь вечер после интервью я думаю о том, как радостно делать добро даже при небольших материальных затратах. Ну а то, что и участникам акции, и ее организаторам она дает колоссальный заряд надежды, думаю, и так понятно.
Мой дорогой малоимущий человек
В центре всегда будут рады продуктам длительного хранения. Мука и крупы – это главные антидепрессанты в деревнях. Канцелярские товары, исправная бытовая техника, игрушки, коляски, кроватки, обувь и одежда в хорошем состоянии (постиранная, поглаженная)– все это обязательно найдет своих, так нуждающихся в них хозяев. Сотрудники центра на всем протяжении интервью благодарили мирян за помощь и качество привозимых вещей. Это значит, что жители Мирного видят в «неблагополучных» и «малообеспеченных» жителях поселений прежде всего ЛЮДЕЙ, а не тех, кому можно помочь по принципу «на Тебе, Боже, что нам негоже».
И помогают – еще и еще – сердцем ощущая радость от совершения добрых дел.
Анна Эмке
Дорогие друзья, вещи и продукты можно привезти:
— непосредственно в СРЦН,
поселок Плесецк, улица Слепяна, дом 2 (на въезде в Плесецк, перед заправкой “Роснефть” повернуть налево, затем у светлого кирпичного дома еще раз повернуть налево и ехать до здания бывшего детского сада). Телефон — 8 (81832) 7-21-22
— в храм святого Архангела Михаила в Мирном,
в часы работы храма. С понедельника по субботу – с 8 до 20 часов, в воскресенье – с 7 до 19 часов. Также вы можете связаться с нашим координатором по сбору вещей.
Виктория +79021940252