Почти по -евангельски: без второй пары сапог и меди при поясе – была бы гитара за спиной – эти столичные чудаки едут в глубинку, чтобы исполнить свои песни в сельских клубах, школах, воинских частях и исправительных колониях. Красноборский, Холмогорский, Плесецкий районы, Северодвинск и Архангельск – сколько же по приглашению местных батюшек было здесь спето песен….
Авторы — исполнители Артем Белов (Москва) и Игорь Лунев (Санкт-Петербург) после концерта в Учебном центре войск ВКО 8 октября 2014 года рассказывают о своем творчестве и радости.
— Где-то наверно с девяностых прошлого века существует «православное» мнение о том, что музыку слушать — грешно. Заниматься ей – тоже. Что вы думаете по этому поводу?
— Игорь: Как мне кажется, представление такое идет не с девяностых годов. А и раньше оно было, потому что всегда найдется человек, который скажет, что вообще все – греховно, что можно из храма вообще не выходить, что можно вообще ничего не есть. Я работал на одной работе, там люди – православные. Все садятся обедать, а одна благочестивая женщина обязательно скажет, что святой-то Иоанн Шанхайский вообще только в полночь вкушал пищу. И вроде как стыдно должно быть: ему кусок в горло не лез, а я тут…
Ну а если серьезно – то это абсурдно довольно -таки: сколько мы знаем в истории верующих людей, которые занимались самым разным творчеством. Здесь ведь все зависит только от содержания, а не от формы, не от инструментов, не от набора аккордов
— Как называется направление музыки, в котором вы работаете (творите)?
— Игорь: В том, чтобы «обозначить направление» есть что-то …искусственное. Об этом задумываешься только тогда, когда надо написать пресс-релиз или заявку на участие в фестивале. То, что я играю, я обычно называю «фолк-рок». Но на самом деле, это определение не значит ничего кроме того, что люди начинают что-то там примерно себе представлять.
Наша музыка — это самые разные направления, и я не знаю, как я бы я только в одном каком-то «направлении» сочинял. Можно сказать так: это авторская музыка на основе народных традиций, причем не русских только, а и самых разных.
— Какие нужны условия для того, чтобы музыка создавалась? Может быть, человек, должен быть немножко несчастным и это является своеобразным стимулом для творчества?
— Игорь: Нет, это — стереотип
— А как рождается песня?
— Артем: Это очень индивидуальный процесс. Песня обычно пишется как раз тогда, когда ты думаешь, что ничего не напишется и не получится. Песня – это явление. Ей могут предшествовать обычные житейские переживания или какие-то события. Прочитанные книги, ну не знаю… Иногда какие-то слова в душу западают, и в определенный момент — я не знаю когда именно это произойдет, появится искорка — вдруг все выстраивается. Ну а дальше уже идет работа — как стихотворно и музыкально развить тему.
Но это процесс уже ремесленный
— Игорь: Та же мысль немного с другого ракурса. На самом деле, все гораздо проще: для того, чтобы сочинять музыку, надо любить музыку и любить ее сочинять. А дальше человек уже пробует-пробует-пробует, пока не разовьет в себе определенную музыкальную чувствительность. Главное – чтобы его не начали захваливать раньше, чем у него реально начнет что-то получаться. Беда многих в том, что когда человек слышит про себя: «молодец», он начинает думать, что то, что он делает – действительно хорошо, а потом переживает жизненную драму.
— О чем ваши песни?
— Артем: Лично у меня — циклы песен. Приключенческие — о путешествиях, о временах года, об отношениях между мужчиной и женщиной. Есть песни-сказки. Пусть мир этих сказок — выдуманный, пусть он живет по авторским законам, но хочется, чтобы эти песни были для людей своеобразной отдушиной, чтобы благодаря им можно было бы отстраниться от своих проблем.
— Игорь: О чем я пишу? Я специально об этом не думаю, но, может, в силу особенностей моего характера, интересов и вкуса мне близки темы пейзажной лирики, каких-то впечатлений от окружающего меня мира.
О вере, как и о любви, очень тяжело писать. После крещения у меня, наверно, пальцев двух рук хватит, чтобы я как-то впрямую упомянул в своем творчестве что-то «такое».
Я знаю, что есть прекрасные авторы, у которых замечательно получатся говорить о вере. Я и сам их слушаю с удовольствием. Но так, как они, я не смогу – я это чувствую. Если я вдруг задамся подобной целью – либо глупость какая-то получится, либо будет «плакатное» православие. Надо уметь говорить важное. И пусть иногда это будет всего лишь одна фраза.
Ну а для тех же солдатиков наши концерты – это такой способ сказать: вот смотрите: православные, а вроде…
— …Нормальные?
— Да, «нормальные». Не бросаются на них со сцены, не обличают, не кричат: «Покайтесь, грешники!» Или: «Все на колени!!!»
— То есть вы напрямую о вере не говорите?
— Игорь: Многие наши песни в принципе мог бы написать человек с каким-то другим мировоззрением: и буддист, и мусульманин, и кто-то еще. И только по отдельным моментам: в песне промелькнуло что-то про вино – можно понять. что мусульманин не будет это писать.. То есть о моей конфессиональной принадлежности в песнях ничего не говорится.
Я пишу песни, как и писал их до крещения. И, в общем, формально ничего не меняется. Меняется то, что я каких-то вещей себе уже не позволю, каких-то песен своих старых я не спою. Когда я объясняю это людям, мне говорят: «Ну, понятно все: в религию ударился, фанатиком стал». То есть для меня мое мировоззрение (пока, во всяком случае) – это скорее внутренний цензор.
Я стараюсь в своих песнях напоминать людям о красоте нашего мира. Несмотря на все его искажения, красота не уничтожима. Она видна.
— Но батюшки все же вас приглашают. Вы едете куда-нибудь в Тмутаракань, выступаете. Разве это не есть элемент проповеди?
— Игорь: Элемент проповеди священника, в которой мы с удовольствием участвуем. Если можем чем-то помочь — так и слава Богу. Мы рады как-то посодействовать.
концерт в Учебном центре ВКО 8 октября
— Артем: Когда я только начинал ездить в миссионерские поездки, я не представлял себе, какой это труд. А когда уже поездишь, посмотришь, поучаствуешь в концертах и богослужениях, ты понимаешь, что это определенный труд и отношение к нему меняется. В следующий раз уже, может быть, не так сразу согласишься: «Да, конечно! Да, я приеду!». Подумаешь: ехать ли. Подумаешь, что ты в итоге будешь петь.
— И, все-таки, что вами движет, когда вы едете сюда, в глубинку? Вы же не получаете за свои концерты денег. Есть просто ваше желание и приглашение священника. Что вам это дает?
— Артем: Иногда физически чувствуешь, что концерт удался. Пусть даже и диалог-то особый не завязался, но ты отдал людям что-то свое, что и словами не опишешь. Твоя задача — не в том, чтобы получить от людей какую-то там «энергетику», а, наоборот: ты хочешь разгрузить их от повседневных мыслей, сделать их жизнь полегче, что ли… Радость от концертов — простая. Если хотя бы одному человеку легче стало – ты уже радуешься вместе с ним.
— Игорь: Почему мы ездим? Можно так сказать: такие концерты на самом деле очень много дают. Значит, наше творчество востребовано. Люди позвали – значит, хотят послушать. А для нас такие поездки — это еще и возможность попутешествовать. Ну когда бы я еще на космодроме побывал? Теоретически – да, но на практике…
Поездки – это и общение с новыми людьми.
Наши песни и стихи – это ведь не воззвание ко всему человечеству. Это примерно как человек делает …открытки. Открытка может быть адресована одному человеку, а может – и сотне. И адресаты могут оказаться где угодно: в Архангельске. Петербурге, Новой Зеландии. При наличии интернета это запросто может быть.
А если адресатов немного, то это теоретически не умаляет ценности нашего делания. Если есть какой-то интерес – слава Богу: значит, что-то срабатывает такое, что людям это интересно, мы друг другу близки, у нас общие симпатии, интересы.
А сработать это может где угодно: прямо рядом со мной, или где-то за тысячи километров от того места, где я живу.
И это хорошо.
P.S. С 7 по 10 октября Артем Белов дал в Мирном семь концертов (два из которых прошли совместно с Игорем Луневым): концерт для воспитателей детских садов, три концерта для школьников и столько же – в воинских частях. Концерты для учащихся общеобразовательных школ и военнослужащих по призыву включали в себя краткую беседу с отцом Артемием.