5 октября 2010 года Госдумой в первом чтении был принят закон «О рекламе», который запрещает рекламу оккультно-мистических услуг и целителей без диплома*. В этом же месяце сразу в двух программах центральных телеканалов — «Чистосердечное признание» и «Пусть говорят» принял участие священник Виталий Белицкий, который проживает в Мирном. Вот краткая предыстория этого вопроса:
В 2008 году народная целительница Лариса Кладова (которая считает себя богом, божией матерью и т.д.) подала в суд на бывшего настоятеля Шенкурского храма иерея Виталия Белицкого, который в 2003 году в газете «Важская правда» назвал «целительство» и предпринимательскую деятельность Л. Кладовой – обманом и «мошенничеством в духовной области». Спустя пять лет после выхода публикации г-жа Кладова решила отсудить в качестве возмещения морального ущерба за «распространение сведений, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию» 200 тысяч рублей, но суд отклонил данный иск. Предлагаем вашему вниманию ответы иерея Виталия Белицкого, которые он подготовил для корреспондента телеканала НТВ:
— Отец Виталий, как Вы прокомментируете заявление Ларисы Кладовой о том, что она является матерью божией и непосредственно присутствует рядом с Иисусом Христом уже более 2х тысяч лет?
— На мой взгляд, это типичный бред с религиозной фабулой.
— Знакомы ли вы лично с Ларисой Кладовой?
— Нет.
— Расскажите, пожалуйста, о судебном процессе, произошедшем между Вами и Ларисой Николаевной в 2008 году. Почему она подала на Вас в суд?
— Все началось с того, что 6 ноября 2003г. в газете «Важский Край» (районная газета в городе Шенкурске, где я в то время был настоятелем храма свв. Зосимы и Савватия) был размещен рекламный материал о «всемирно известной народной целительнице» Ларисе Кладовой. Там говорилось, что некие «тюменские ученые» изучили ее удивительные возможности, по их мнению, превосходящие возможности всех известных православных святых, измерили ее необъятное квантовое тело и прочая чушь.
Когда прихожане храма показали мне эту статью, я посчитал своим долгом предупредить горожан о том, что факты, приведенные в статье, мягко говоря, вымышленные. Они служат единственно для той цели, чтобы привлечь на сеансы этой женщины больше людей, не понимающих абсурдность всей этой псевдонаучной и псевдорелигиозной информации. Кроме того, с сеансами, насколько я был осведомлен, была связана и коммерческая деятельность частного предпринимателя Кладовой (распространение фотографий, видеокассет и прочих товаров и услуг сомнительного свойства), поэтому, мною было дано ответное интервью корреспонденту «Важского Края». Кроме того, я дал благословение посетить эти сеансы, чтобы можно было осведомиться о том, что там происходит. В результате, 19 декабря 2003 года в «Важском крае» появилась статья, где были изложены общецерковные и лично мои взгляды на деятельность Кладовой и подобного рода рекламу, а так же личные впечатления корреспондента о сеансах.
Видимо, наше предупреждение сыграло свою роль, потому как оказалось, она затаила на нас обиду, и через 5 лет (вероятно, в связи с ухудшением, к тому времени своего финансового положения) выдвинула иск ко мне, корреспонденту и редакции газеты с тем, чтобы «признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию» сведения распространенные в нашей статье, а также возместить ей моральный вред на кругленькую сумму в 200 000 рублей. Однако, сначала Арбитражный суд Архангельской области, а затем 14 Арбитражный Апелляционный суд (в связи с ее апелляцией), сочли претензии Кладовой к нам необоснованными.
— Церковь разделяет понятия «шизофрения» и «беснование». На Ваш взгляд, Лариса Николаевна психически больна, одержима бесами или занимается простым шарлатанством?
— Церковь не оперирует таким понятием как «шизофрения» — это понятие из области психиатрии. Что касается «беснования», то это крайняя степень прелести (подчинения человека бесу). Как я думаю, шизофрения может развиться в результате одержимости, или более слабой прелести, а может и нет. Вот если говорить о другом психиатрическом диагнозе «диссоциативное расстройство идентичности» (или расстройство множественных личностей) — то его уже можно, на мой взгляд, соотнести с «одержимостью»
Ознакомившись с проповедническими письмами Ларисы Кладовой, я пришел к выводу, что она, несомненно, душевно больна, так как все, что там написано — очевидный бред. Диагноз ей ставить, конечно, не возьмусь — для этого есть профессионалы. Это относится и к духовному диагнозу: бесновата она или нет, должен сказать человек, имеющий опыт и благословение на духовную деятельность такого рода. Конечно, если она когда-нибудь решится обратиться за помощью Церкви.
Можно предположить, что первоначально действительно, могло иметь место обыкновенное шарлатанство. Но со временем, как это нередко бывает, образ, в который погрузилась Л. Кладова,постепенно стал соединяться с ее собственной личностью (даже актеры иногда испытывают трудности выхода из образа). А потом настал момент, когда Лариса сама поверила в то, что сочиняла для успеха своей «коммерческой» деятельности (кстати, до сих пор вполне разрешенной нашим государством).
— Представляет ли она реальную опасность для общества?
— Это очень хороший и интересный вопрос, на который, к сожалению, сегодня не обращают внимания власть имущие. У нас принято серьезно рассматривать физический (в смысле телесный) и материальный (в смысле финансовый) ущерб. Очень расплывчато и неясно определяется ущерб моральный, но вот о психическом ущербе у нас никто в государстве серьезно даже не задумывается, насколько я осведомлен. А его несомненно могут наносить люди, беспардонно врывающиеся в психическую сферу не только индивидуумов, но и целых социумов, посредством массовых или телевизионных сеансов. При этом сами «целители» даже не имеют достаточного образования в области психологии, не говоря уже об аттестации со стороны компетентных академических институтов, на право такого вмешательства. К тому же, я вообще глубоко сомневаюсь в возможности проведения массовой психотерапии, которая может быть осуществлена без вреда для пациентов. Что касается этого конкретного случая, то я уверен, что целительница представляет реальную опасность для общества, как и многие, подобные ей.
— С точки зрения Церкви, имеют ли экстрасенсы и маги вообще способность физически воздействовать на человека?
— Сами такие люди могут воздействовать физически в той же степени, как и любой другой человек: руками, ногами, прочими частями тела или инструментами. Другое дело, если они оказываются связаны в своей оккультной деятельности с падшими духами. Тогда, по их заклинаниям, может быть произведено какое-либо воздействие этими духами. Но сами бесы действуют только по попущению Божию (как это примерно происходит, описано в библейской книге Иова).
— Каким образом простые люди могут защититься от влияния мага, и что делать тем, кто уже сделал неосторожный шаг в сторону подобной нетрадиционной медицины?
— Для того, чтобы защититься от влияния оккультных сил, человек должен жить с Богом — нормальной духовной жизнью: быть крещен, исповедоваться, причащаться, молиться, поститься, соблюдать Заповеди Божии. Все то же самое необходимо делать и тому, кто оступился и хочет исправиться. Начать, конечно, ему нужно с покаяния. Возможно, стоит проконсультироваться у хорошего, психолога или психиатра, так как оккультные воздействия не проходят бесследно для человеческой психики и компетентная помощь может быть не лишней, наряду с помощью духовной. Тем более, что в Церкви появляется все больше священнослужителей с психологическим образованием и даже клиническим опытом.
* По данным комитета Госдумы по охране здоровья, количество целителей в России достигло 800 тыс. человек, тогда как врачей только 620 тыс., а годовой оборот целителей, колдунов, ясновидящих, бизнеса на медицинских лжеприборах и лжелекарствах достигает в России $2 млрд.
// газета «Дорога к храму» №11, 2010 год