Personal Jesus?
У английской группы Depeche mode (Последний крик моды) есть песня Personal Jesus (собственный Иисус), смысл которой сводится к тому, что Христос — это утешение слабым и одиноким людям, которые ни с кем не находят общий язык и уходят в мир религиозных образов. Человек, не знающий православной веры, может и не до таких глупостей додуматься, пытаясь понять западноевропейский вариант христианства. Однако есть в этой песне слова, которые можно отнести к восприятию религии современными православными: «Твой собственный личный Иисус».
Действительно, отсутствие соборности в Православии очень остро ощущается именно в наше время: одни против налоговых кодов, другие говорят, что в них нет ничего страшного; одни мечтают восстановить православную монархию, другие — за деканонизацию царя Николая ІІ. В повседневной жизни царят индивидуализм и скрытность. Тысячи людей приходят в храмы, молятся друг о друге и остаются чужими.
Эпоха индивидуализма в церкви началась намного раньше. Около 100 лет назад А. Папков писал о современных ему приходах императорской России: «В настоящее время мы все, “приходящие” в столичные и городские храмы, слишком чужды друг другу и знакомство наше по церкви часто случайное, поверхностное, тогда как оно должно быть полным и всеобщим. В центре прихода, в его храм, стекаются люди для присутствия при богослужении, для общественной молитвы, и нет места на земле, где бы с такой полнотой мог совершиться высокий подъем духа в людях, как в храме. Сколько молитв в храмах возносится людьми, страждущими от материальных невзгод и горюющих скорбями земными! Сколько людей стоит тут же в храме, в молитвенном созерцании, имеющих достаток, знание и опыт, и которые могли и желали бы помочь этим страждущим, бедствующим и неимущим! Возможно ли для истинных христиан ограничиться одним присутствием на богослужении и затем разойтись чуждыми друг другу?»
Любой современный прихожанин может подтвердить актуальность этих слов. Даже на тех приходах, где люди общаются, знакомство их действительно «случайное, поверхностное». Осмелюсь утверждать, что подобный индивидуализм и замкнутость являются грехом и одной из причин слабости современного православия. Я не говорю здесь о интровертах, людях, обращенных внутрь себя, они есть в любом обществе, но, наверное, только в постсоветском православии обращенность в себя стала стереотипом поведения 90% верующих.
Мирянин не спасается в одиночку. Скорее наоборот, общаясь с книгами и изредка исповедуясь разным священниками, человек будет жить не по Преданию, а согласно «православию, как я его понимаю». Даже монахи спасаются в общине, а уж миряне, живущие в обществе, полном соблазнов и искушений, требуют постоянного внимания и общения с единоверцами. Обмен опытом духовной жизни, помощь неофитам со стороны духовно зрелых христиан — все это существенно необходимо мирянам: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Эфес. 5; 19); «научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 3; 16); «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: ныне, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3; 12-13).
Христиане призваны к общению, а не только к личному благочестию с еженедельным стоянием на службе. Большинство даже воцерковленных (исповедующихся и причащающихся) православных редко участвуют в жизни прихода. А согласно действующему уставу Церкви прихожане — это « лица православного исповедания, сохраняющие живую связь с приходом» (Устав, ХI, Приходы 3; 31).
Даже борьба со страстями, к которой призывают нас наши пастыри, намного легче осуществляется в общине. Ведь стыд перед человеком действует намного сильнее стыда перед Богом — такова наша греховная поврежденность, и на этом основана необходимость личной исповеди. Точно так же и община первохристиан — там просто не принято было грешить. Выражаясь современным языком, это был стиль компании. И действует это намного сильнее личностного благочестия — жизнь человека на виду у всех его братьев и сестер во Христе. Совершив грех, ему не просто стыдно исповедоваться в полутьме храма батюшке, ему стыдно показаться на глаза перед его друзьями-единоверцами. Можно предположить, что это является одной из причин удивительной чистоты жизни первых христиан. И одновременно того, что современные христиане не становятся солью земли и светом мира, как это заповедано.
Да и сами добродетели, понимаемые по собственному толкованию, могут выглядеть неприглядно. Самоукорение превращается в комплекс неполноценности, а молчание и немногословие — в хамство и нелюдимость. В общине духовно зрелых людей всему этому человек научится на примере жизни своих ближних, а не из понимаемых по-своему книг. Частично способы передачи Предания сохранились и теперь. Как креститься и когда кланяться во время службы, многие учатся, наблюдая за другими. Однако другие нормы передаются при более братских отношениях. К примеру, о том, как молиться перед едой и после еды, неофиты узнают только после посещения приходской трапезной. О необходимости утренних и вечерних молитв можно и не узнать, если не попасть в действительно религиозное общество.
О том, как важен пример жизни, сказано в одном из древних патериков: «Для того чтобы приобрести страх Божий, найди человека, имеющего сей страх, смотри на его поведение, на его слова и научись от него». Этот совет давался человеку, жившему в небольшом обществе монахов, где исполнение этого совета вполне естественно. А в условиях современного города и сегодняшних отношений даже между верующими вряд ли кто-то решится навязывать свое общение. А вот жизнь общинная, более тесная, когда люди чаще общаются и чаще видятся и приводит к тому, что неофиты перенимают добродетели духовно зрелых христиан. Но обыденная реальность наших приходов такова, что научиться креститься и кланяться — это все, что может человек, чтобы почувствовать себя православным.
Выход из этой проблемы — это осознание того, что «приход — это прежде всего общность верующих людей. Если эта общность неформальна, не исчерпывается обрядовой стороной церковной жизни, то на ее основе обязательно зародятся и будут развиваться различные инициативы социального служения» (святейший патриарх Кирилл). Более того, патриарх считает, что «пока приход у нас не станет общиной в полном смысле этого слова, ничего этого не будет, потому что верующие в равной степени объединяются совместной молитвой и совместным служением ближнему во исполнение заповедей Господних. И поэтому одна из главных задач Церкви сегодня — объединить людей в рамках прихода, в том числе и помимо участия в уставных богослужениях». Святейший также указывает конкретные рекомендации: «нужны специально выделенные приходские помещения, где люди будут встречаться и совместно трудиться. Новосозидаемые храмы должны строиться вместе с социальными центрами при них, где были бы зал для собраний, кухня для возможности организации совместных трапез, классы для занятий, библиотека. Ибо православный приход должен стать местом встречи, духовной жизни и социальной активности людей».
Влад Головин//Православие в Украине
ЗДОРОВЫЙ ПРИХОД ПОДОБЕН ВОЕННОМУ КОРАБЛЮ
Греческий православный священник Арис Метракос, бывший морской пилот, утверждает, что 85% всех церквей можно уподобить туристическим кораблям, которым следовало бы стать военными.
Туристические корабли и военные: что может быть проще и яснее для сравнения? Подумайте о том, что происходит на туристическом корабле. Мы не выполняем никакой работы. Кто-то другой заботится обо всех наших нуждах. Мы не несем никакой ответственности и никакой отчетности.
Не так ли большинство людей подходит к Церкви? Обязанность проводить богослужения и разные церковные мероприятия лежит на чьих-то других плечах. Мы время от времени посещаем богослужения и называем себя членами Церкви. Вся работа выполняется либо церковным клиром, либо добровольцами (например, сестричеством), и поэтому на нас не лежит никакой ответственности.
Иное дело – военный корабль. Он всегда находится как бы между жизнью и смертью. Каждый член экипажа имеет свою работу, которую должен выполнять с максимальной отдачей. Все должны работать совместно друг с другом, в команде, т. к. это необходимо для успешного выполнения задания и для совместного выживания.
Здоровый приход должен быть подобен военному кораблю. Церковное послушание – вопрос жизни или смерти. Мы призваны пронести Евангелие по всему миру и помогать нуждающимся. Никакая другая работа не является такой ответственной или такой значимой. Каждый член церковного экипажа имеет божественное призвание определить и занять свое собственное место в жизни прихода. Когда же члены Церкви перестают работать вместе, то они ставят под угрозу и деятельность Церкви, и свое спасение.
Любой человек, который побывал на туристическом корабле и на военном, знает, что образ жизни на этих двух видах кораблей является диаметрально противоположным. Пассажиры туристического корабля – отдохнувшие, загорелые, упитанные. Моряки на военном корабле страдают от недосыпа, напряжения, запущенности. Никто, будучи в здравом уме, не проводил бы отпуск на военном корабле.
Но церковная жизнь не является отпуском. Напротив, она является борьбой не на жизнь, а на смерть с духами злобы поднебесными. И, подобно пассажирам туристического корабля, которые не могут влезть в свою одежду после четырех дней объедания, члены «туристических» церквей непригодны к духовной брани.
Из приходского листка Спасо-Преображенского прихода в Балтиморе
Сила прихода
Разобщенные люди мало на что способны. Напротив, люди сплоченные, организованные могут, если и не горы свернуть, то сделать очень много. В истории всегда хватало людей, стремящихся «организовывать» народные массы в корыстных целях. Одна из церковных задач – ради Христа, а не ради корысти, ради одного только выживания даже, организовывать живые приходы, объединенные молитвой, общим делом и руководством приходского духовенства.
Можно начать с простых вещей. Священник перед службой, сразу после часов обращается к прихожанам: «Братья и сестры, в ближайшие дни будет рожать наша прихожанка N. Прошу вас сегодня на службе помолиться об успешном исходе ее первых родов» Дело не хитрое, но великое. Мы настолько погрязли в эгоизме, что даже на «Общее дело» – Литургию, приходим только с личными просьбами и желаниями. Подобные же просьбы священника о молитве рождают любовь и сопереживание. Жизнь в свою очередь не даст заскучать, подбрасывая новые поводы для молитвенного участия в чужой судьбе. «Муж ушел». «Дети заболели». «Работу нужно искать». Причем совместная молитва людей, часто, если не всегда, будет рождать ответы в виде чуда. Дети выздоровеют. Муж образумится. Работа найдется. Люди почувствуют, что молитва влияет на мир. Это не пустой обряд, но рычаг, о котором мечтал Архимед. Как говорил Паскаль, Бог, Который есть Первопричина бытия, через молитву дает и нам побыть причиной.
Начинать нужно именно с молитвы. И когда она, хоть и с трудом, но потечет, тогда возникнут новые неотложные задачи. Например, вопросы денежные. Сфера вращения денежных знаков, это сфера проверки человека «на вшивость». Тот, кто не знает «таблицы деления», не умеет отдавать, попросту говоря, не может быть христианином в принципе. Это – паразит, равно далекий от всякой морали, в том числе христианской. И дух эпохи именно заключен, как джин в кувшине, в категориях жадности и материальной корысти. Поскольку Церковь состоит не только из спасенных, но и из спасающихся, то есть тех, в ком грех не умер, но действует, все это касается Церкви напрямую. Жадность и зацикленность на материальном внутри Церкви есть Иудин грех. Это даже и не Церковь уже, но темный двойник Ее, и об этом стоит говорить отдельно и обстоятельно. Не сейчас.
Мы все бедные по одиночке. Вместе мы, если и не богаты, то уж точно не бедны. Любой приход, при мудром руководстве пастыря, обладающего авторитетом в глазах паствы, может решать множество житейских вопросов. В складчину можно не только ремонтировать и строить, но и помогать друг другу. Лекарства, квартплата, текущий ремонт, одежда, еда, все это может время от времени приобретаться для нуждающихся силами общины. Никто пусть не считает себя, по нищете, неспособным на милостыню. Неспособный на милостыню обречен быть нищим по жизни до последнего вздоха. Евангельская вдовица с ее двумя лептами – живой упрек всем, не хотящим думать о чужих нуждах.
Златоуст в одном из слов советовал в воскресный день каждому христианину откладывать некую сумму денег, пусть даже самую маленькую. Эти деньги надо считать святыми, и брать из них для себя категорически запрещено в любом случае. Они именно святы, ибо отложены ради Бога для тех, кому хуже, чем тебе. При таком обычае самый бедный человек раз в месяц будет способен на реальную милостыню. И давать он ее будет тому, о ком знает, там нужда реальна. В случае же общественных нужд не нужно будет отрывать что либо от семьи. Деньги уже будут собраны. Все это очевидно до банальности, но в силу незадействованности звучит, как неизреченные глаголы, слышанные Павлом на третьем небе.
Молитва и пришедшие вслед за ней взаимная любовь и сглаживание имущественного неравенства, врачевание житейских ран христианским милосердием, вот что от нас ожидается. Причем эпоха накладывает на жизнь свою особенную печать. Мы привыкли к тому, что раньше кто-то один (Антоний, Серафим, Сергий) достигал реальной святости, и к нему стягивались ученики. Люди тянулись к святым, словно к солнышку – погреться. Возникали обители, возле которых с радостью селились мирские люди. Святость одной души грела тысячи душ, устраивала быт, давала смысл бытию. Нынче многое изменилось.
Если все мы будем ждать или искать реальную, чудотворную святость, чтобы возле ее ног найти покой и смысл жизни, то мы рискуем умереть в состоянии беспокойства и бессмыслицы. Жизнь нашей эпохи придется строить не вокруг столпов святости, а вокруг живых приходов, где центром является Евхаристия, а за ее пределами действует взаимопомощь и братские отношения, возникшие на фундаменте общей веры и молитвы.
От священника святость ожидается. Она желательна. Но начинать надо сегодня, а значит не со святости, которой нет, а с искренности без ханжества и с энергичности без дерзости. Будут шишки и ссадины. Будут падения и восстания. Но «бой идет не ради славы. Ради жизни на Земле». Христианство православное призвано явить миру свой Лик – евхаристичный, деятельный и милосердный одновременно. И пусть никто не отлынивает, поскольку каждому приходу есть, что вложить в общую копилку.
Протоиерей Андрей Ткачев. Миссионерские записки. Часть 6., печатается в сокращении