О болезнях
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что есть три пути спасения: первый — не грешить; второй — если согрешишь, покаяться и принести достойные плоды покаяния; и третий — терпеть всякого рода болезни и скорби.
О болезнях и хотелось бы поговорить. И не потому, что у каждого читающего эти строки, в поликлинике лежит «карточка больного» и в ней, к сожалению, не одна заполненная страница и десятки вклеенных анализов. Но потому, что очень часто мы слышим сетования — да что там сетования, упреки в адрес Бога за свои болячки и страдания.
Болезни терпели и праведники – для большей святости. Мы же, грешные, должны терпеть их в наказание за свои грехи. Добрых дел на нашем счету, увы, нет, а если мы и совершаем нечто доброе, то в большинстве своем уподобляем Иванушке, превращенном в сказке «Морозко» в медведя. Помните его рык на весь лес: «Кому доброе дело сделать?» Особой любви у нас к Богу и ближним за нами также не замечается. Постоянно молиться нам или некогда, или мы просто не умеем. Прочтете ли правильно хотя бы две-три молитвы наизусть? Вряд ли.
Как же при таком безбожии и непочтению к Всевышнему нам спастись? Ведь спасение — это то единственное дело, которое Бог без нашего желания совершить не сможет. Посему по Своему милосердию и посылает Он нам болезни, дабы когда «стрельнет», «кольнет», или «запечет», мы вспомнили о Том, без воли Которого ничто в этом мире не совершается.
Болезнь — Божье напоминание: земная жизнь временна, созданы мы для вечности, а посему должны к ней готовиться.
«Болезнь не без промысла Божия бывает, и есть отеческое наказание, которым Господь смиряет нас, тело наше бьет, да душа оздоровится и спасется. За тебя, для пользы твоей болезнь твоя, хотя плоти твоей горестно»,- говорили старцы.
Так что же делать, когда постигнет нас болезнь? Главное — не роптать, не отчаиваться, не впадать в панику, в уныние и никого не обвинять. Необходимо ясно осознать свою полную виновность в случившейся немощи, и не только осознать, но и поблагодарить Бога: «Слава Тебе, Господи, ведь это мне за грехи мои». А если будешь роптать – все равно не избежишь болезней, а страдания будут сильнее. «Благодарение Бога во время болезни вменяется вместо подвижничества»,- говорит святой Варсонофий. Посему и молиться надо не молитвой язычника « Бог, дай здоровья», а со смирением: «буди воля Твоя, Господи…»
Тушить пожар болезни необходимо прежде всего в церкви. Даже тогда, когда сил
нет, когда больно и тяжело, потихоньку доберитесь до храма. В совместной молитве, в окружении святынь, в незримом присутствии благодати Духа Святаго вам обязательно станет легче.
Многие жалуются: не могу на службе стоять, ноги болят, поясницу ломит. Но вот встретится такая «немощная к молитве церковной» с соседкой у магазина и начнет косточки знакомым перемывать — и час, и два, да еще с набитыми сумками. И ничего не болит, и поясницу не ломит. В храме же трети службы выстоять не в состоянии. Необходимо пересиливать себя – тогда забудешь про болезни, служба пройдет как одно мгновение, только молись поусерднее.
Обращаться к врачу безусловно надо. Здоровье – дар Божий и относиться к нему небрежно — грех. Но, прежде чем идти в больницу телесную, необходимо духовное очищение, церковная лечебница. Ведь причина любой немощи – в грехах, содеянных ранее. Святые отцы определили, что у завистливых, злых и унывающих обычно больны печень и почки; у обидчивых и принимающих все близко к сердцу – бронхи, легкие и сердце, у не умеющих прощать и думающих не о том, что надо — голова; а у властных и категоричных обязательно проблемы с желудком.
Исповедь и причастие перед визитом в поликлинику крайне необходимы.
Богу возможно все. Мы знаем бесчисленное количество примеров, когда медицина расписывалась в своем бессилии и выносила смертный приговор, но Господь поднимал обреченных с одра. Хотя иногда Божий промысел заключается в ином. Как пишет святитель Феофан Затворник: « есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье». Тут уже необходимо только смирение и упование на милосердие Божие. И пусть будет по словам поэта: «Не смущаюсь болезнью обидною,/ Никого ни в чем не виню, / Ты кончину мне дай непостыдную,/ За постыдную жизнь мою».
протоиерей Александр Авдюгин
Слышит ли Бог наши молитвы?
Мы чаще всего молимся по нужде. Болезнь, несчастье, опасность, страх смерти, житейские неприятности и огорчения — множество подобных обстоятельств наводят нас на мысль о необходимости помощи свыше, к которой мы и пытаемся прибегать «в минуту жизни трудную», как сказал поэт. И благо нам, если хотя бы в такую минуту вспоминаем о Боге и прибегаем к Его помощи. Само слово «прибегаем» указывает на необходимость срочной помощи, в которой нуждаемся мы в периоды житейских кризисов. Ждем мы немедленного ответа на такую молитву, ответа, конечно, положительного.
Ждем немедленной помощи от Бога, часто забывая слова Молитвы Господней: «Да будет воля Твоя». Не так уж стремимся подчинить свою жизнь воле Божией, как покорить эту Божию волю нашему неотложному желанию. Господь милостив, и, видя нужду, видя горе, Он посылает Свою помощь, отвечает на молитву, на просьбу. Иногда, как нам кажется, ответ не приходит. Это нас расстраивает, огорчает, подчас даже вызывает колебание веры в Бога. Почему моя молитва осталась безответной? Есть ли вообще Бог, если Он не слышит мою молитву?
Кто-то справедливо сказал, что неотвеченных молитв нет. Но есть молитвы, в ответ на которые говорится «нет». Обычно это «нет», правильно нами воспринятое, служит нам на пользу, потому что об этой нашей духовной пользе Бог непрестанно печется. Польза заключается в нашем внутреннем росте, который определяется далеко не только удовлетворением наших просьб, но и умением нашим примириться с отказом, понять, что отказ может быть для нас более полезен, чем безоговорочное согласие. Не на этом ли строится даже человеческая педагогика, в которой сила положительного «нет» так часто более важна, чем постоянное «да». Нам часто кажется, особенно в детстве, что «да» содержит в себе больше любви, но и «нет» строится на основании любви и заботы, если оно предохраняет от соблазна, от зла, от греха, от распущенности, от падения.
В Евангелии от Матфея есть повествование об одном из самых удивительных событий, связанных с Божественным ответом на молитву и с человеческой реакцией на этот ответ. Некая женщина, хананеянка, следует за Иисусом. В жизни ее происходит настоящий трагический кризис: дочь ее «жестоко беснуется». Прослышав о чудотворной целительной силе Христовой, она не просто молит Его, она кричит Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Женщина не принадлежит к людям «дома Израилева». В ответ на свой вопль о помощи она не получает ответ — «Он не отвечал ей ни слова», — говорится в Евангелии. Казалось бы естественным, по-человечески, обидеться и уйти. Она, однако, продолжает свой молитвенный вопль. Даже ученикам становится «не по себе». Просят они Христа: «отпусти ее, потому что кричит за нами». Нарушает тишину и порядок. Христос говорит, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но и этот косвенный отказ не в силах превозмочь ее горе, угасить ее веру. Она пробивается к Спасителю, кланяется Ему и больше уже не кричит, говорит Ему: «Господи, помоги мне». И слышит ответ огненного испытания ее веры, ее смирения: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
О, какую обиду испытал бы каждый из нас в ответ на такие слова! С какой легкостью можно потерять веру, уйти из Церкви, впасть в бездонный цинизм от такого ответа. Почувствовать себя навеки обиженным, оскорбленным, раздавленным. Полностью забыть смысл слов «да будет воля Твоя». А женщина, жизнь которой сконцентрирована только на жалости к помешавшейся дочери и на вере в силу Христа, отвечает на эти слова воистину огненного испытания, огненным же ответом взлета веры и глубины смирения: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Христос, Которого называем «сердцеведцем», воистину знает все тайны человеческого сердца. Как всегда, вера находит Божественный ответ. Христос никогда не совершал чудес, чтобы ими вызвать веру: все Его чудеса были ответом на веру. В особенности здесь, когда вера прошла через горнило испытания, через огонь смирения. Слова женщины: «так, Господи», — полностью соответствуют словам: «Да будет воля Твоя». Потому Иисус и говорит ей в ответ: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».
Вот — пример отвеченной молитвы. Но и пример молитвы, в основе которой лежит не просто страстное желание немедленной помощи, но и глубокая вера, совершенное смирение, полное принятие Божией воли. Дай Бог всем нам такую веру, такое смирение перед волей Божией, чтобы все, Богом нам посылаемое, все, Им допускаемое в нашей жизни, принималось как благо, как добро, как совершенная польза для души.
Протоиерей Георгий Бенигсен (Из книги «Не хлебом единым»)