Тот, кто достаточно часто исповедуется, знает, что священник читает перед исповедью особые молитвы, обращенные к Богу и к человеку, который сейчас раскроет свою душу перед Богом. Состояние греха, ставшее таким естественным для человеческой природы, может и хочет исцелить любящий Бог. В первой молитве перед исповедью упоминаются имена персонажей Ветхого Завета: пророка Нафана, царей Давида и Манассии. Почему именно они приводятся в пример кающимся?
Давид и Нафан
Однажды библейский царь Давид, (правил в 1010- 970 г.г. до н.э.) по обыкновению, прогуливаясь вечером по плоской крыше своего дворца, увидел купавшуюся красавицу. Тотчас же за ней были посланы слуги. Той же ночью царь разделил ложе с женой своего военачальника — Урии. Вирсавия, так звали красавицу, забеременела. Чтобы скрыть последствия своей связи, Давид дает приказание послать Урию на верную смерть в сражении с аммонитянами. После приличествующего траура царь забирает Вирсавию во дворец и делает ее своей наложницей.
Незадолго до рождения ребенка Давида и Вирсавии, по повелению Божию во дворец приходит пророк Нафан. Он, беседуя с царем, рассказывает следующую притчу:
«В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было много скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь.
Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».
Разгневанный Давид воскликнул, что богач, сделавший это, достоин смерти, потому что он не имел сострадания.
— Да, царь,- но этот богач — ты! – отвечал пророк. Царь Израиля, жену Урии ты взял себе, а слугу своего ты убил мечем аммонитян.
Давид, прежде даже не замечавший своего греха, осознал глубину собственного падения. «И сказал Давид Нафану: «согрешил я перед Господом»».
Пророк Нафан принял покаяние царя Давида. Однако, грех, совершенный Давидом, уже имел тяжкие последствия для его новорожденного сына. На седьмые сутки ребенок умер…
Мы можем только предполагать, что происходило в эти дни в душе царя, но именно к этому периоду — осознания своего греха — относится пятидесятый псалом, сложенный кающимся Давидом. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. Бог простил его. Давид счастливо царствовал. История сохранила имя второго сына Вирсавии и Давида – мудрого Израильского царя Соломона.
Манассия
В седьмом веке до Р.Х. Иудеей управлял царь Манассия. Под влиянием своей матери-финикиянки Манассия постепенно склонялся к язычеству. В течение 45 лет его правления изображения языческих богов появились даже в храме Единого Бога, а Ваалу-Молоху стали приносить в жертву детей. Манассия лично руководил казнью пророка Исайи — это он придумал перепиливать пророка деревянной пилой, чтобы усугубить его мучения. Казалось, что царь неисправим…
Однако в 647 году до Р.Х. Манассия неожиданно сдался в плен ассирийскому правителю Ашшурбонипалу, чтобы отвести от своего народа угрозу нападения ассирийцев, славившихся своей жестокостью. 59-летний старик Манассия провел не менее 5 лет в плену, прикрученный к полу железными цепями и кандалами, в таком положении он даже не мог поднять голову.
Именно в ассирийском плену Манассия сложил свою покаянную молитву:
«Многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я скован многими узами железными, так что не могу поднять головы, моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колена сердца моего, умоляя о Твоей благости. Согрешил я, Господи, согрешил и беззакония мои я знаю. Но прошу молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне и не погуби меня с беззакониями моими, и не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей, потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слева во веки веков. Аминь.»(эта покаянная молитва читается на великопостной службе – Великом повечерии)
Бог внял молитвам покаявшегося Манассии. Ассирийцы, вопреки своим обычаям, помиловали царя и он смог вернуться на родину. Возвратившись в Иерусалим, Манассия постарался по мере возможности загладить причиненное им зло. Низверг языческих идолов и принес жертву Богу. Манассия показал на своем примере насущно нужную для всех людей истину о том, что Божиему всепрощению нет предела, и никогда ни для кого не закрыты врата покаяния.
Анна Эмке