Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж»
— Грешна я, батюшка, каждое утро смотрю на себя в зеркало и думаю:
Ну, до чего же я красива!
-Это не грех, дочь моя, это заблуждение…
(православный анекдот)
— У нас в семье возникли разночтения по вопросам подготовки к причастию. Сказано, что после 12 часов ночи никакое вещество не должно входить в человека. А вот моя супруга чистит перед причастием зубы. Как к этому относиться?
— Это можно только приветствовать. Надеюсь, ваша милая супруга научит и детей. И вообще по утрам надо чистить зубы, особенно, если идешь в церковь. Даже хорошо бы и причесаться. Неплохо надеть и лучшую одежду, и чтобы она была чистая и выглаженная. А если будет вычищена обувь — вообще прекрасно. Но имейте в виду, дорогой, что самое главное — это умываться по утрам. Попробуйте. Это очень здорово. И, вообще, все, что способствует чистоте тела, способствует и чистоте души. Поэтому Ваша супруга поступает правильно.
А насчет того, что ничего не должно входить в уста — я такого нигде не читал. Когда мы делаем вдох, разве в наши уста не входит воздух? А с этим воздухом — вода? Ведь в атмосфере 70% процентов воды! Ну, а со вздохом мы еще вкушаем и пыль, а вместе с пылью микроорганизмы. Их вообще-то, можно воспринимать и как некую еду. Понимаете, вдохнул, и съел восемь тысяч микробов. И что теперь делать? Поэтому, мне кажется, тот, кто чистит зубы, удаляет зубной налет, в котором мириады микробов, совершает более постное деяние, чем тот, кто держит их во рту и ими питается до обеда. Даже если встать на Вашу странную позицию, что ничто не должно входить в уста, Вы все равно неправы. Потому что Ваша супруга, почистив зубы, извергает из уст всякую нечисть. А тот, кто не чистит зубы, вынужден ее глотать. С чем Вас поздравить никак не могу.
— Я была в церкви на причастии, и при выходе приложилась к иконам челом. Но где-то я читала, что этого нельзя делать после причастия. Совершила ли я грех?
— Если прикладываться к иконам грех, то я уж и не знаю, что сказать. Как можно даже так думать? Возьмите Евангелие и почитайте, на что Господь указывает как на грех. Возьмите святого апостола Павла, вообще, любую книгу о грехе, о покаянии. Какие-то странные мысли, можно сказать богоборческие, вас посещают.
— С 90-го года у меня был духовник, настоятель нашего храма. Но у него всегда народу много, и певчие, и служители. И я как-то попала к другому священнику на исповедь, молодой такой, прямолинейный, толковый, умный. И как теперь быть, я не знаю. Несколько раз уже ходила на исповедь к этому молодому священнику. А в субботу пришла — они стоят оба рядом исповедуют. И я смутилась и ушла. Как быть?
— Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Надо искать такое место, где для спасения лучше. Тогда все будет правильно. А так это вполне нормальная вещь. И если смена духовника — это не есть продукт каприза, а продукт желания в пользу своей души, это можно только приветствовать.
— Сейчас пост идет*. А у меня искушение. В холодильнике лежат мясные продукты. Так как мне быть? Брать последние деньги, идти в магазин, покупать постную пищу? Или есть то, что лежит в холодильнике, те же пельмени, и не тратить последних денег?
— Да. Сложнейший вопрос. Вы как бы меня уже подводите под ответ. Осталось только, чтобы я это все санкционировал. Вы поймите, дорогой. Вы свободный человек. Вы можете даже пойти и сало купить и его кушать. И кто Вам что укажет? Но если хотите попоститься вместе с нами, то положите пельмешки в морозилочку, ничего с ними не будет. На праздник съедите. А сейчас картошечку, перловочку, пшенную кашку, гречечку, рыбку даже можно кушать. Очень вкусно, хорошо. Приятного аппетита.
— Меня такой вопрос мучает. Я много лет хожу в один храм. И я никак не могу понять, что в этом храме происходит.
— Я скажу, что там происходит. Скорее всего, богослужение.
— Да, я не понимаю ни слов, ни того, что делают священники. Они все так заняты, что даже боишься к ним подойти и даже о чем-то спросить, не то, что за благословением.
— А Вы за полу поймайте и скажите: «Батюшка, у меня очень важные есть вопросы. Назначьте мне время, когда бы я могла придти и с вами побеседовать, чтобы Вы были свободны». И все. Сначала одного, потом второго. Я думаю, уже третий вам ответит положительно. Просто Вы человек действительно, очень робкий. Но тут надо знаете как: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Обязательно дерзайте. Потом можно предварительно посмотреть, если в храме есть какой-то мужчина — молодой или средних лет, но не старше сорока. И посмотрите на лицо. Если он адекватный человек, можете к нему подойти, попросить: «Не могли бы вы мне разъяснить?» По моему опыту 99 % вопросов, которые мне задает народ в храме, может разъяснить любой алтарник. Нет нужды ко мне обращаться. Иногда я кого-нибудь из мирян подзову, кто Богословский университет закончил, и говорю: «Вот, давай, объясни человеку». Потому что священник — человек заметный, у него одежда специфическая, борода, усы. Все думают, что он самый важный специалист. Но вопросы очень простые. И я думаю, что кто-то из мирян вполне может вам помочь. Поэтому дерзайте. Я думаю, Ваши усилия увенчаются успехом.
— Почему Господь дает некоторым женщинам непосильное искушение в виде их красоты неземной?
— Ну почему непосильное? Вполне посильное. Это такой же дар Божий, как ум и талант. Он, конечно, обоюдоострый. Но все зависит от поведения и от стиля одежды. Можно очень многие эти искушения снивелировать одеждой и поведением — или убавить эти искушения десятикратно. Подумайте над этим. И обязательно увидите, что они убавятся. Апостол Иаков заповедал нам радоваться, когда мы впадаем в различные искушения. Потому что только в искушениях мы можем показать свою веру. Чему в Церкви научились, насколько устойчивы к соблазнам. Если нет искушения, человек может десятилетиями думать, что с его душой все в порядке, а искушения как раз показывают, как обстоит на самом деле. Поэтому искушение — это экзамен. Искушения не надо бояться. И не нужно думать, что искушение — зло. Это благо, которое помогает человеку определить, в какой точке своего духовного развития он находится.
— У меня маленький ребенок и я его вожу на причастие. И некоторое время назад по радио «Радонеж» я услышала мнение профессора Духовной академии, что нельзя над людьми в несознательном состоянии совершать таинства Церкви. А поскольку дети являются таковыми лет до семи, то любые таинства, включая крещение и причастие над ними совершать нельзя. Он привел даже высказывание святого Иоанна Кронштадского, якобы, он говорил: уберите от меня этих змеенышей. Меня это очень смутило.
— Не понимаю, почему вас это смутило. Мы все свободные люди. У каждого человека могут быть свои мнения. Один может считать их змеенышами, другой — ангелами Божьими. На радио «Радонеж» бывают разные люди. И ценность здесь сообщаемого, она, понятно, тоже бывает разная. И что тут смущаться? Если вы такие смущенные, перестаньте причащать своего ребенка. Один человек сказал, а мы сразу в панику. Еще в Древней Церкви разные мнения бывали. Василий Великий в 30 лет крестился. Для этого специально поехал в Иерусалим. Хотел, как Христос, окрестить себя в Иордане. Хотя по дороге мог кутнуть, как его друг Григорий, будущий богослов. Тот тоже во взрослом состоянии принял Святое Крещение. Это древняя практика. А уж в России с самых первых дней введения христианства Руси установилась практика крещения младенцев. Некий человек считает, что это как бы не нужно. Но современные исследователи, которые занимаются такими вещами, думают иначе.
Есть даже такая перинатальная педагогика. Мать беседует со своим ребенком, который еще у нее в утробе. Слушает вместе с ним музыку, общается. И потом, когда он вырастает, выясняется, что он это прекрасно воспринимал со слуха. О том, что ребенок несознательный, это, знаете, говорить очень странно. Мне моя дочка, когда выросла, рассказывала: а помнишь, папа, ты брал меня на руки и пел мне «Христос Воскресе»? Я говорю: а ты ж тогда не говорила? А она мне рассказала — и я, действительно, вспомнил эту сцену. Это, может быть, раза два повторялось. Но она, будучи младенцем неходячим, запомнила.
Бывает, ребеночек в восемь лет как трехлетний, его исповедовать рано. Не только рано — вредно. А другой и в четыре годика такой смышленый и так толково подходит к исповеди, что вполне его можно выслушать. Что, такая точная граница — 7 лет? Это просто смешно! Нужно исходить из личности человека. Поэтому не надо биться головой об стол из-за того, что какой-то человек высказал какое-то мнение. И апостол Павел заповедал нам, чтобы среди нас было разномыслие. Понимаете. В панику будем впадать, когда священноначалие будет нам что-то говорить, и это будет несогласно с традицией или с богословским осмыслением жизни Церкви. А так, мнение какого-то одного человека, пусть он четыре раза профессор, не является для нас руководящим. Вы просто послушайте, может быть, что-то будет интересное, полезное для вас. Что смущаться- то? Ваше смущение — оно от лукавого.
— Как бороться с грехом уныния? Какая первая помощь человеку? Что я должна делать? И второй вопрос. Окружающие меня люди делают мне замечания, что я в платке хожу, длинные юбки ношу, что нужна одежда по моде, облегающая фигуру. Я раньше не обращала внимания, а теперь у меня комплекс какой-то появился. Как быть?
— Во-первых, не все облегающее носят. Например, Алла Пугачева всю жизнь носит балахоны, из которых, правда ножки торчат. Это зависит от фигуры. Если там есть, что облегать — то да. А так бывает, что и лучше бы что-нибудь попрямее. Теперь по поводу уныния. С унынием бороться можно и так: изменить одежду, например. Очень полезна бывает домашняя уборка. Начать с самого простого — вымыть посуду, потом разобрать шкафы. Под диванами вытереть пыль. Если силы еще останутся — вымыть окна и со стеллажей убрать пыль. После этого Вы почувствуете, что уныние отходит. Потому что уныние часто бывает, если оно духовного свойства, а не психического, от безблагодатности жизни. И поэтому нужно обязательно начать какие-то упражнения. Но так как бывает при унынии тяжело молиться, то домашняя работа это стимулирует. А потом уже можно перейти к земным поклонам. В унынии хорошо посетить больного, кому-нибудь в чем-нибудь помочь. После этого посещающая вас благодать Божья обязательно утешит. И сразу изменится и настроение. При унынии нужно стараться вообще никого не осуждать. Можно послушать музыку, которая вам нравится и рождает в душе приятные ощущения. От уныния может помочь хорошая книга или посещение какой-то подруги, которая Вас любит. Только не нужно к этому прибегать постоянно. Иначе некоторые такие люди, склонные к унынию, превращаются в вампиров. Впиваются в человека, готового выслушивать и начинают пить у него кровь, и он уже потом начинает изнемогать. Этого не должно быть. Бог вам в помощь.
Радиобеседа с протоиереем Дмитрием Смирновым //»Радонеж»
* 28 ноября – начало Рождественского поста, который продлится до 7 января. Интересно, что поститься может абсолютно каждый человек. Ведь православный пост — это не только отказ здоровых взрослых людей от пищи животного происхождения, но и хранение себя от грехов, злобы, нелюбви, праздного времяпрепровождения и удовольствий плоти, которые мешают нам уделять должное внимание своему главному сокровищу – бессмертной душе.