К вопросу о церковном богатстве


Где спрятаны церковные миллионы? Священники или «серые» банкиры? Монахи или мафия в черных одеждах? Эти вопросы особо остро стали именно теперь, в начале нового века. Удивительно, но когда речь заходит о священнике, даже образованные люди начинают рисовать в воображении такой священнический портрет, который просто не может не вызвать улыбку. Во-первых, он должен быть непременно бедным и полуголодным, причем не только он, но и вся его семья. Скорбные и голодные лица деток и матушки придают батюшке в глазах прихожан некую особую духовную пикантность. 

Во-вторых, желательно быть одетым в какое-нибудь рваное рубище, дабы возникал лестный контраст с одеждами жертвователей. Ну, а уж если батюшка со здоровым цветом лица, в приличной рясе и на машине, — это уж явный еретик и безбожник. Как возник этот образ в современных умах? Одно дело, если бы это имело место среди людей светских, но ведь подобные настроения бытуют и среди тех, кто подчёркивает свою православную позицию. Итак, мы подошли к вопросу, который уже более двух тысяч лет является причиной всевозможных раздоров: должен ли в Церкви быть достаток, или она постоянно должна еле-еле сводить концы с концами?

Прежде всего, необходимо отойти от личностных обвинений, то есть от обвинений в адрес какого-либо конкретного человека. Церковь – это срез общества, и, как и в любом обществе, здесь можно встретить как людей хороших, так и недостойных этого общества. Как сказал один киевский монах: «Если ты захочешь увидеть в Лавре грязь, ты увидишь ее в полной мере; если же захочешь увидеть святость – и ее увидишь тоже в полной мере». Все зависит от метода, с которым мы подходим к рассмотрению любого вопроса. Что мы хотим увидеть? Грязь или святыню? Говоря языком научным, что такое свет? С одной стороны, это частицы, а с другой, — волны. Все зависит от нас, от нашего подхода. Мы предлагаем увидеть святость.

В.С.Высоцкий однажды написал: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Какая удивительно верная, христианская мысль: со Дня творения, человек старался принести в жертву Богу самое лучшее, самое ценное. И не только купола, но и каждый предмет церковной утвари, старались украсить как можно более, и внешний вид храма с испокон веков говорил всем проходящим о духовном здравии местной церковной общины: заботится ли она о Доме Божьем? Ведь, согласитесь, каждый человек старается как можно лучше обустроить свою квартиру, но обустройство храма, порою, почему-то, всецело перекладывается на плечи батюшки. Полно те! Храм — ваше общее достояние! И на вас, так же как и на священнике, лежит ответственность за состояние храма. И, посмотрите, какие великие плоды приносит эта забота! Вот послы святого кн.Владимира вошли под своды Святой Софии, этого великого творения Юстиниана. «Не ведали, где находились: на небе или на земле»,- рассказывали они, вернувшись в Киев. Результат этого посещения известен – Русь приняла Крещение, возрастив целый сонм святых, став духовной преемницей исчезнувшей Империи,- ни одна византийская монета, потраченная на благоустройство Святой Софии, не исчезла бесследно. И это не предания «седой древности».

Что же касается материального обеспечения священников, необходимо заметить, что материальная бедность священника – это позор церковной общины, позор прихожан, которым, мягко говоря, плевать на своего пастыря. Да и как они могут по-другому, если в церковь приходят два-три раза в год. Есть даже такая шутка: «Как не зайду в церковь, там все паски святят». Купили и поставили свечку, положили пару гривен в ящик для пожертвований, и – все. А как батюшка должен жить с семьей целый год до следующей Пасхи, когда вы соизволите зайти в храм? А как платить за отопление в храме, чтобы не отсырела настенная роспись? А где взять средства починить купол? Вот и бегают батюшки по приемным бизнесменов, прося помощи. И, поверьте, просить всегда тяжело.

В Ветхом Завете есть даже грозное предупреждение: «Горе тому, кто скажет, что просить милостыню — легко». Священник не должен думать, где и как заработать. Он должен отдавать себя на служение людям, но для этого у него должны быть «свободными руки», не должна «болеть голова» из-за материальных проблем. Трудящийся достоин награды. Однажды мы были свидетелями диалога, который случился в Одесском Успенском монастыре, когда некий мужчина подошел к монаху, который загонял машину в монастырский гараж, и сказал: «Я за свою машину убил трех человек. А ты за свою – сколько?». Монах улыбнулся и ответил: « А я спас одного. Он и подарил мне эту машину».

Православная Церковь не создавала, в отличие от католиков, собственных банков. Православная Церковь не заставляет, в отличие от других религиозных общин, строго отдавать ей десятину заработка. Православная Церковь просит только одного: внимания и поступков по совести, достойных великого звания христианина.

 

Андрей Александров, преподаватель христианской этики г.Брянска

 Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *