Наркомания

 

Песня о наркомане

 

Дело нижнетагильца Егора Бычкова, который за свою попытку насильно лечить наркоманов получил три с половиной года строгого режима, спровоцировало в стране волну новых разговоров на старую тему: кто такой наркоман? Несчастный больной, которого надо жалеть и лечить в комфортных условиях, или моральный урод, спасти которого можно только жесткими мерами?

У меня есть некоторый опыт общения с этим контингентом. Семь лет назад я опубликовал в «Известиях» большой цикл расследований об этой проблеме: «Судьба муравейника». Дело в том, что у муравьев все как у людей. Однажды к ним подселяется жучок-паразит – ломехуза. Это реальный драгдилер. Он паразитирует, выделяя на брюшке вещество, которое оказывает на муравьев наркотическое воздействие. И в считанные месяцы весь муравейник деградирует и погибает.

Официально сегодня в России полмиллиона наркоманов, но это те, кто добровольно встал на учет. По признанию главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова, только опиатных наркоманов в четыре раза больше. Реальное количество наркозависимых является объектом многочисленных социологических камланий, но наиболее вменяемые эксперты называют цифру 6 миллионов. Если добавить к ним заслуженных алкоголиков, то я буду вынужден всех нас сильно огорчить. По нормативам Всемирной организации здравоохранения 7% наркотизированного населения – это порог, после которого государство вступает в стадию необратимого разрушения. Россия этот рубеж давно прошла.

Еще немного цифр. Представляя собой 2,5% населения Земли, наши граждане утилизируют в своих организмах 20% всемирного производства самого страшного наркотика – героина. Возраст приобщения к наркотикам снизился до 15-17 лет. Ежегодно от передозировок погибает 70 тысяч россиян, а вместе с санитарными потерями (гепатит, СПИД и т.д.) эта цифра приближается к 200 тысячам. Наркозависимость является одним из основных факторов, влияющих на криминогенную ситуацию в стране. И самая страшная цифра: за свою недолгую жизнь наркоман успевает вовлечь в употребление наркотиков, по самым скромным оценкам, 10 человек, а по нескромным – до 30: низовая зона наркобизнеса построена по принципу сетевого маркетинга (гербалайф). Потребитель является и распространителем. Приведи десять клиентов – получишь дозу бесплатно.

А вот теперь давайте поговорим о жалости и ненависти.

Занимаясь «Судьбой муравейника», я заметил интересную закономерность: о том, что наркомания – это достойное сочувствия заболевание, склонны говорить либо те, кто живого наркомана никогда в глаза не видел, либо наркологи, которые на этом мнении неплохо зарабатывают. Еще о горькой доле наркомана любят поговорить его родственники – но лишь на первой стадии созависимости. Рано или поздно они понимают: единственная возможность дать наркоману шанс – это возненавидеть его и вычеркнуть из своей жизни.

Я терпеть не могу американские триллеры про упырей и оборотней, но чем больше общаешься с людьми, подсевшими на тяжелые наркотики, тем прочнее в голове ассоциация именно с героями этих фильмов. Первый укол героина (именно первый) становится тем укусом вампира, после которого укушенный сам становится вампиром. Даже если этот укол окажется единственным, человек на всю жизнь останется наркоманом – то есть тем, кто знает, что такое кайф, и лишь сильнейшим напряжением воли умеет воздерживаться от новой дозы. А если за первым уколом последуют еще два-три-четыре – все, копец. После этого тебя бесполезно убеждать, лечить и уж совсем бесполезно жалеть. Распробовав героиновый кайф, ты начинаешь видеть весь мир как ресурс для получения нового кайфа. Родственные связи, понятия о чести, достоинстве, ответственности – всего этого больше не существует. «Оно», которым ты теперь стал, можно назвать человеком лишь в силу того, что у этого «оно» есть имя, фамилия и паспорт. На самом деле ты – абсолютно реальный оборотень.

Вы никогда не видели, как наркоман просит денег на дозу? Они великолепные психологи. Наркоман мастерски имитирует искренность, он говорит то, что вы хотите услышать, он играет в того человека, которого вы хотите в нем увидеть. Выдает его лишь чрезмерный напор: наркомана прет уже от предвкушения дозы, в нем активизируется все живое и неживое. Но главное – это их глаза. Это не глаза человека. Но и не глаза животного. Это глаза растения. Их как будто нет, они почти не отличаются от ногтей или кожи. Если не прокатило, наркоман начинает унижаться – вплоть до целования ваших рук и ног. И теперь не сдались? Он начинает угрожать. И угроза эта вполне реальна. Но наркоман очень чуток к вопросам собственной безопасности: на рожон не полезет. Следующий этап – он начинает угрожать сам себе: не дашь – выпрыгну с балкона. Не беспокойтесь – не выпрыгнет: наркоманы слишком любят свой кайф, чтобы умирать. Тогда начинается новый виток: искренность, унижение, угроза, шантаж. И так – до тех пор, пока оборотень не получит денег на дозу. Либо не увидит вашу спину и хлопнувшую дверь. Но вы человек чужой – вы уйти можете. А представьте, каково родителям наркомана? Им уйти некуда, и их жизнь превращается в ад.

Занимаясь муравейником, я понял, что самые несчастные на планете люди – это не дети Африки, не обитатели хосписов и даже не узники концлагерей. Самые несчастные люди – матери наркоманов. Отцы хладнокровнее, они быстренько отрекаются от своих вампиренышей (и правильно делают). Матери бьются до последнего, не понимая, что это «последнее» уже произошло. О том, что ты мать наркомана, большинство узнают, когда из дома начинают пропадать вещи. А это уже все. Это уже не лечится. Большинство реабилитационных центров говорят, что возвращают к жизни 70-80% пациентов. Но все они врут – даже уважаемый «Город без наркотиков». И врут прежде всего сами себе. Потому что хочется врать и верить. Реальный процент «вылечившихся» – ноль. В случае с наркоманией вообще нельзя говорить об излечении, можно лишь – о «стадии длительной ремиссии»: это когда наркоман не колется год, два, даже десять, и все равно висит на волоске, который в любой момент может оборваться («героин умеет ждать!»). Но даже таких счастливчиков – 5-6%, не больше. Законы биологии, к сожалению, сильнее законов маркетинга.

И, по моим наблюдениям, среди таких условно спасенных абсолютное большинство – это «проклятые и забытые». Те, кого выгнали из дома, от кого отвернулись все: родители, жены, дети, друзья, любовницы. «Уходи прочь!» – вот единственная терапия, которая дает системному наркоману хотя бы минимальный шанс. И чем раньше это будет сказано, тем лучше. Это единственное проявление любви, которое вы можете теперь позволить по отношению к этому человеку. Потому что он вам больше не ребенок, не муж и не друг: это вампир, для которого вы лишь еда. Хотите быть едой? Тогда жалейте его дальше.

 

Дмитрий Соколов-Митрич // Известия

 

P.S. Публикация данной статьи не означает полного согласия редакции с точкой зрения автора. Нам известны случаи, когда вера и надежда родителей наркозависимых помогали их детям вырваться из наркотического рабства. В то же время,  в статье очень трезво разрушается утопичная позиция, что к наркоману надо относится просто как к больному человеку. Протоиерей Артемий Эмке.

 

Все чаще в наркосеть вовлекаются женщины и дети

В России, по различным данным, регулярно употребляют наркотики от четырех до шести миллионов россиян. Архангельская область является регионом, где уровень распространения наркомании ниже, чем в центральных регионах России. Но это не должно успокаивать — количество наркозависимых в области ежегодно увеличивается.  По данным органов здравоохранения, на учет в медицинских учреждениях области в текущем году уже поставлено 172 наркопотребителя в возрасте от 18 до 39 лет. За потребление наркотических средств на профилактический учет поставлен и один несовершеннолетний. 12% от числа вновь зарегистрированных потребителей составляют женщины.

— С начала года в Архангельской области и Ненецком автономном округе из незаконного оборота изъято около 20 кг наркотических средств и психотропных веществ. По количеству фактов изъятий в этом году лидирует каннабисная группа (марихуана, гашиш и др), затем следуют наркотические средства амфетаминовой и опийной групп, -рассказал начальник регионального управления наркоконтроля по Архангельской области генерал-майор полиции Валентин Жданов.

Не так давно в  Плесецке  на железнодорожной станции  при выходе с поезда  сообщением «Санкт-Петербург – Архангельск» сотрудники регионального управления наркоконтроля задержали 37-летнего архангелогородца. У него была изъята крупная партия наркотиков. Почти 100 граммов гашиша были упакованы в полиэтиленовый пакет и спрятаны в личных вещах. Наркотик мужчина приобрел в г. Санкт-Петербурге для личного употребления. В отношении архангелогородца возбуждено уголовное дело  за незаконное приобретение, хранение и перевозку наркотических средств в особо крупном размере. Мужчина арестован, проводится расследование. Ему грозит наказание до десяти лет лишения свободы. Также на днях на перроне железнодорожной станции «Плесецкая» сотрудники регионального управления наркоконтроля у 26-летнего наркодилера изъяли около 600 граммов различных наркотиков. Мужчину задержали при выходе с поезда, следовавшего из Санкт-Петербурга. В его дорожной сумке наркополицейские обнаружили  свертки с метамфетамином, гашишем и марихуаной. По оперативной информации, партия наркотических средств была приобретена в северной столице и предназначалась для распространения в г. Мирный.

По-прежнему, по словам Валентина Жданова, значительную часть на наркорынке занимают наркотики амфетаминовой группы. В последнее время потребители амфетамина все чаще стали синтезировать наркотик самостоятельно в домашних условиях. В этом году выявлено шесть мест незаконного изготовления амфетамина, в том числе три специально оборудованных подпольных лаборатории.

— На третьем месте по числу изъятий идут наркотические средства опийной группы. Среди них наибольшее распространение получили дезоморфин и героин. Несмотря на  то, что в регионе проводится комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня потребления дезоморфина, спрос на наркотик, кустарно изготавливаемый из кодеиносодержащих лекарственных препаратов,  пока не снижается. В этом году из незаконного оборота изъято более 500 граммов дезоморфина, — отметил начальник архангельской наркополиции.

Формирование наркорынка региона происходит преимущественно за счет привозных наркотиков. С начала года выявлено 58 каналов поступления наркотических средств. «Зелье», как правило, пересылают почтой или перевозят автомобильным и железнодорожным транспортом. Людей, втянутых в порочный круг наркомании, становится все больше. Чаще всего в опасную зависимость попадают подростки. По статистике, еще пять лет назад средний возраст юных наркоманов составлял 16-17 лет. Сегодня он снизился до 13-14 лет. Постоянно растет и число женщин, употребляющих наркотические и психотропные препараты. За 15 лет этот показатель увеличился почти в восемь раз.

Родственникам наркомана важно как можно раньше увидеть первые признаки зависимости. От этого во многом зависит успех преодоления болезни. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности человека.

 

Насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:

Физиологические признаки:

— бледность или покраснение кожи;

— расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

— несвязная, замедленная или ускоренная речь;

— потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

— хронический кашель;

— плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

— резкие скачки артериального давления;

— расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки:

— беспричинное возбуждение, вялость;

— нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;

— уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;

— трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

— бессонница или сонливость;

— болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;

— избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;

— снижение успеваемости в школе;

— постоянные просьбы дать денег;

— пропажа из дома ценностей;

— частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;

— самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

— частое вранье, изворотливость, лживость;

— уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

— неопрятность внешнего вида.

Очевидные признаки:

— следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

— бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

— закопченные ложки, фольга;

— капсулы, пузырьки, жестяные банки;

— пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

— папиросы в пачках из-под сигарет.

Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков, а при необходимости обратиться за наркологической помощью. Консультации специалистов, работающих в области профилактики наркозависимости, можно получить по следующим телефонам:

Архангельский областной СПИД-центр – (8182) 21-53-08 (с 8.30 до 18.00 в будни);

Архангельский областной психоневрологический диспансер, отделение для взрослых – (8182) 202-101 (круглосуточно), детское отделение – (8182) 685-104 (в будни с 9.00 до 19.00).

О  местах хранения и сбыта наркотиков, о наркопритонах и людях, распространяющих наркотические средства,  можно сообщить по круглосуточному телефону «доверия» регионального управления наркоконтроля – (8182) 42-16-16.

Юлия Битюгина,

главный специалист-эксперт группы информации и общественных связей Регионального управления ФСКН России по Архангельской области,

специально для газеты «Дорога к храму»

 

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *