Маленький невольник – не богомольник!

Меру внешней церковности пусть каждая семья определяет сама — сколько причащаться, сколько молиться, как часто посещать Богослужения; только обязательно нужно, чтобы к Церкви, к молитве было благоговение. Если ребенок может сохранять эти чувства 5 минут — значит, на 5 минут его в Церковь приводить, только к Причастию, например; но не перегружать его двухчасовым стоянием в храме, чтобы он не возненавидел в итоге всё на свете. Мера внешней церковности при всей ее необходимости должна быть более чем умеренная; все дело в живой жизни души ребенка и в том примере, который он видит в семье, у взрослых.

Обычно, когда я говорю об этом, некоторые возмущаются: как же, Христос говорил: не препятствуйте детям приходить ко Мне, — а вы говорите: «не таскайте детей в храм», «только к Причастию», и то умеренно, — и как же, если не заставлять детей ходить в храм, молиться, то что из них вырастет?.. и т. д. Но Господь именно и сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне, — а не скучать и развлекаться на всенощной и Литургии в храме, мешая всем остальным молиться; и не выгибаться дугою в истерике перед Чашей: родители скручивают вопящего ребенка, держат ему руки и ноги, батюшка заученным жестом с третьей или четвертой попытки умудряется впихнуть лжицу в рот страдальца… Причастили! Слава Богу!.. — А как ребенок-то все это воспринимает, никто не подумал? Как детскую поликлинику, где так же насильно ему делают укол?.. Так это и есть великое препятствие прийти детям ко Христу, это подмена Христа насилием, непонятностью, формой, рутиной, правилом, — для детей совершенно чуждыми.

Игумен Петр (Мещеринов) (XX-XXI вв.)

Я знаю от наших прихожан, что многие заставляют дома детей молиться вместе с ними, а когда приходят с ними в храм, в место общей молитвы — то здесь они от ребенка отделяются, встают в угол, а ребенок делает что хочет. А должно быть обратное. Дома нужно помочь ребенку молиться самому, нужно научить его дома обращаться к Богу, чтобы это была его личная обращенность, можно начать вместе с ним, затем научить его, как правильно молиться, и очень нежно, аккуратно, ласково, деликатно помогать ему в том, чтобы эта молитва укрепилась в его душе. А когда вы приходите с ребенком в храм, то нужно объяснить ребенку, что здесь общая молитва; можно как раз стоять рядом с ребенком, объяснять ему какие-то части богослужения, можно вместе с ним поставить свечку, объяснить ему, как это делается, и помолиться перед иконой. Здесь можно подсказать ему, когда встать на колени, когда петь «Отче наш», подсказать: «Вот сейчас, слышишь, батюшка молится о болящих, читает молитву о болящих. И ты тоже помолись». Тогда богослужение будет для ребенка более понятным, более близким, не чем-то таким, что нужно отстоять и поскорее убежать. А храм не будет местом, где он встречается со своими сверстниками и с ними где-то в уголочке начинает обсуждать свои дела; он поймет, что мы собрались, чтобы молиться Богу все вместе.

Епископ Пантелеимон (Шатов) (XX-XXI вв.).

Дети, которые в храме страдают скукой, легче преодолевают это, если они не боятся об этом говорить. Можно упомянуть об этом, как об искушении, постигающем и взрослых. (Дети замечают иногда, как взрослые смотрят на часы, или пускаются в разговоры). Научите ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях, если он устает слушать службу, — и даже говорить Ему об этой своей скуке и просить, чтоб Бог Сам помог ему найти интерес к службе. (Когда мы «не можем молиться», надо первым делом сказать об этом Богу, потому что это знак духовного недуга). Маленьких детей иногда приходится на время вынести из храма, или дать им что-нибудь посмотреть или подержать, или объяснить, что происходит, или показать что-нибудь в храме. Можно приносить их только на какую-то часть длинной службы.

 

Даже если ребенок еще не понимает всего, что происходит в храме, он может видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, осязать самостоятельно и испытывать присутствие Духа Святого. Мы не должны лишать своих детей этого опыта; мы должны научить их ценить его, ожидать его с нетерпением, участвовать в нем — молитвою и всеми возможными способами.

Но не перегружайте детей излишне длительным домашним молитвенным правилом и не берите их на все службы только потому, что вам хотелось бы там быть. Мы вовсе не должны потакать их лености к хождению в храм, но, если церковь станет для них обременительной обязанностью, они могут в какой-то момент восстать против нее…

Главное, нужно понять, что родители не должны чувствовать себя виноватыми, если им придется бывать в храме меньше, чем хотелось бы, ради детей, еще не пришедших в их меру. Не надо винить детей и обижаться на них; лучше принять это как то, что делается для их пользы сегодня, и в будущем — для их спасения. Нередко, смирившись с этим, родители начинали чувствовать себя ближе к Богу и чаще испытывали Его благодать, чем когда они по нескольку раз в неделю бывали на службах, пренебрегая семьей, или нерассудительно часто приводили насильно своих детей.

Монахиня Магдалена (XX век) 

// «Иоанн».  Душевный лекарь

 

Как помочь ребенку полюбить храм?

 

Во-первых, нужно любить храм самим, а во-вторых, нужно приходить с ребенком в храм ровно на такое время, какое он может выдержать. Вот нужно его причастить – время причастия примерно известно, пришли где-то за полчаса до этого времени, – вот и достояли. Ребеночек должен стоять рядом с мамочкой, категорически. Если он начинает по храму бегать – это такое же дурное воспитание, как если мамочка допускает, что он ее бьет. Этого категорически быть не должно!

Сердиться на ребенка нельзя, ребенок есть ребенок, он не очень-то понимает, где он находится, ему нужно двигаться – ничего страшного: «Ты мой хороший, ты устал, пойдем мы с тобой сейчас выйдем, посидим в уголочке, посидим или погуляем немножечко». Причастились – и уйти, можно что-нибудь вкусненькое дать, по головочке погладить – вот ты какой молодец, хорошо стоял. Нужно требовать неукоснительно, чтобы ребенок в храме стоял хорошо, но при этом его не перегружать, не провоцировать. Мамочка хочет всю службу постоять – это мамочкин крест, ей всю службу стоять теперь нескоро. Вот когда ребенок подрастет и сможет сам стоять всю службу – тогда и мамочка будет всю службу стоять. А пока он маленький и не в состоянии, то требовать от него того, что он не может в силу своего возраста, — это издевательство. А раз так – то нужно столько, сколько он выдерживает.

Когда приходят родители с детьми домой,   нужно еще раз сказать: вот какой ты был молодец, ты знаешь, что бегать нельзя, мы причащаемся с тобой, смотри как все другие стоят, мы молимся с тобой – смотри, как все другие молятся…

При этом, опять повторяю, воспитывать надо не в минуту, когда все уже произошло, а когда все спокойно и загодя можно предугадать. И, конечно, нужно ребенка и развивать, и рассказывать, и стараться ему объяснить. В каком возрасте можно осилить всю службу? Может, когда ребенку будет 15, тогда он и будет осиливать всю службу, а если он маленький еще заставлять его изнывать в храме, томиться… Если ребенка не перенапрягать, и наоборот, постараться,   чтобы с храмом у него были самые светлые, радостные ассоциации, — тогда, став взрослым, он их сохранит и сам пойдет.

протоиерей  Александр Ильяшенко, отец  12 детей. (Храм Всемилостивого Спаса, г.Москва)                                         

 

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *