Кое-что о тяге.
Всякий, кто регулярно имел дело с печками, знает о такой характерной черте их поведения: когда печь холодная, да ещё отсыревшая, то растопить её не очень просто, даже хорошими сухими дровами. Тяга поначалу бывает довольно слабая и печь всё время норовит перепутать дымоход с комнатой, подпуская дымок внутрь помещения. Тот же закон действует и с самоваром (тут практиков, я думаю, окажется на порядок меньше): как непросто развести жар в холодном самоваре, так же быстро и легко схватывается он от подброшенного уголька, будучи уже горячим. Гудит жаркое пламя в горячей печи и «поёт» кипящий самоварчик, и делается от этого тепло и уютно.
Этот пример нередко приходит мне на память, когда заходит речь о частоте причащения. В общем, не так важно, как часто мы причащаемся, если только содержим свою душу в горячем состоянии, возгревая тлеющую в нас благодать Христову молитвой, совершением добрых дел во Имя Господне, чтением Священного Писания и душеполезной литературы. Другое дело, что молитвенники и доброделатели мы обычно просто никудышные, и поэтому для того, чтобы не остывало сердце, помимо прочего нужно чаще прибегать и к спасительному для него причастию. И сама подготовка к причащению, если только это не бездумная вычитка положенного молитвенного правила, а осознанное чтение Евангелия и молитвенные размышления о предстоящем таинстве, уже способна немного разогреть душу, так, чтобы не морщились окружающие от нашего едкого дыма. Ведь бывает же, что уголёк причастия падает в нас, как в сырое болотце, и тут же, коротко пшикнув, угасает. Но если мы потрудились (а лучше, если трудимся постоянно) ради того, чтобы причаститься достойно, то моментально охватывается жарким пламенем сердце и поёт благодарная душа. Надо ли говорить, как тепло и уютно бывает с таким причастником?
Анахорет
Знаете ли вы, что:
— Слово «литургия» буквально переводится с греческого как: «общее дело (общественное служение)»
— Народное название Литургии – Обедня, западное – Месса.
— Минимальное количество участников Литургии — 2 человека: священник и прихожанин
— Первая Литургия (Евхаристия) была совершена Самим Господом на Тайной Вечере, и Спаситель заповедал: «Делайте так в воспоминание обо Мне» (слав.: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лука 23:19).
— Каждая литургия – и есть ТА САМАЯ Тайная Вечеря.
— В Чаше после совершения Таинства Евхаристии находятся истинные Тело и Кровь Христовы.
— Совершать литургии и причащаться христиане стали до того, как были написаны Евангелия, появилось нравственное и догматическое учение Церкви.
— Память о Христе и совместное причащение Его Тела и Крови стало фундаментом Церкви.
— Евхаристию невозможно совершать без антиминса, виноградного вина, дрожжевого хлеба, священника
— Священник причащается на каждой литургии, которую он служит
— Евхаристия в первые десятилетия христианской истории совершалась в соединении с вечерней трапезой. На основании книги Деяний апостольских мы можем узнать главные элементы литургии того времени: собрание всех вместе, учение, молитва и преломление хлеба. Однако ко второму веку из-за недостойного поведения христиан литургия была перенесена на утро
— Евхаристию, как и любое таинство, совершает Сам Бог.
— Первое чинопоследование Литургии по преданию установил апостол Иуда, затем, по немощи христиан, ее сократил сначала Василий Великий, а затем Иоанн Златоуст. Литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в течение года, а литургия святого Иоанна Златоуста — во все остальные дни. Кроме этого, по средам и пятницам Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верующие причащаются Святыми Дарами, освященными на Евхаристии в предыдущий воскресный день.
— Христиане первых веков причащались за каждой литургией. Если в общине оказывался человек, который не причащался вместе со всеми, то им мог быть либо еретик, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.
— В древней Церкви не было отдельного хора и клироса – на службах пела вся община.
— Есть свидетельства историков о том, что древние христиане сопровождали пение псалмов игрой на флейтах, свирелях или арфах. В Русской церкви остался лишь один музыкальный инструмент, который предписано использовать во время службы – это колокол.
— Литургия состоит из 3-х частей: проскомидии (подготовительной части), Литургии верных и Литургии оглашенных. В древности оглашенные готовились ко Крещению, изучая учение Церкви, Евангелие и присутствовали лишь на первой части литургии – «литургии оглашенных». После возгласа дьякона «оглашенные, изыдите!», они покидали храм.
— С победой христианства в четвертом веке в Церковь пришло много номинальных христиан. С этого времени стала утрачиваться практика причащения на каждой литургии, а молитвы, которые произносились священником от лица всех прихожан, стали читаться в алтаре вполголоса. Теперь эти молитвы называются «тайными», а большинство людей, молящихся на литургии, вообще не осознают смысла приносимой за них и за весь мир Жертвы.
— Критерием готовности к Причастию для взрослого человека является не только исповедование своих грехов священнику, вычитывание канонов и молитв перед Причастием, но, в первую очередь, чувство собственного недостоинства перед принятием Тела и Крови Самого Господа.
— «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1Кор. 11:28-30)
— Никто из людей не достоин причащаться Тела и Крови Бога. Но Господь хочет, желает и отдает Себя в Жертву, чтобы человек стал причастником Божественного естества, чтобы он обратился и был спасен.
— Перед Таинством Евхаристии не положено принимать пищу, питье, курить. Лекарства едой не являются, поэтому прием жизненно необходимых препаратов (в том числе – инсулина) перед Причастием допускается.
— Самый действенный способ молитвы за близких – молитва за живых и умерших на литургии, когда во всей полноте Церковь молится о всем мире, а грехи тех, кто нам дороги, омываются в Чаше с Божественной Кровью.
- греч. — вместопрестолие) — четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа во гробе, в который вшита частица мощей. В некоторых случаях может заменять освященный престол.),
подготовила Анна Эмке
О Причастии. Ланчанское чудо.
Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.
Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере…»
В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, Говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов» Так же и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемся во оставление грехов»
Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его, да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб — в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение… И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом — и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое — он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино — там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на… кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.
Прошли века — и чудесные дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек — такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены…
По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.
Как часто нужно причащаться?
О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного… Но мера в месяц однажды, или два раза – самая мерная.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Те, которые не подготовлены в каждый праздник причащаться Тела и Крови Господних, не могут по-настоящему праздновать и воскресные дни, и другие праздники в году, потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которыми является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения.
Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день.
Прп. Никодим Святогорец (1749-1809) и свт. Макарий Коринфский (1731-1805).
Неопустительно исповедываться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая, как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Преподобный Серафим Саровский († 1833).
Часто бывает, когда чувствуют себя грешными, то не идут исповедываться и причащаться: «У меня холод в душе, и какое-то раздражение, что-то не то, в общем». А вот как раз тогда, по-настоящему, и нужно бы идти, потому что в этот момент мы чувствуем то, что мы есть на самом деле. Но часто идут исповедываться и причащаться уже тогда, когда вроде бы причешут себя, пригладят. Внутренне вроде бы уже баланс подведён, и уж там, так сказать, отчётик греховный готов. А на самом-то деле это состояние как раз не то, какое нужно для исповеди и причащения.
Все достойны причащения, потому как по сути все недостойны.
Протоиерей Валериан Кречетов (XX век).
Ныне многие из верующих дошли до такого безумия и нерадения, что, быв преисполнены бесчисленными грехами и нисколько не заботясь о себе, небрежно и как случится приступают в праздники к этой Трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистой совестью и безукоризненной жизнью. И как не сознающему за собой ничего худого можно приступать каждый день, так, напротив, погруженному во грехи и нераскаявшемуся небезопасно приступать и в праздник. Ибо то, чтобы однажды в год приступали, не освобождает нас от вины, если мы приступим недостойно; напротив, это самое и служит к большему осуждению, что мы, и однажды в году приступая, не приступаем чистыми.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).
О причащении тяжелобольных или когда Бог не цель жизни, а средство
Народ в городке все образованней становится. Начался просто бум приглашений к умирающим… Печалит только одно: учили этому людей явно не священники и катехизаторы… Из 20 посещений болящих 18 в холостую. Умирающие находятся в бессознательном состоянии. Еще хуже, когда в сознательном… Если бессознательного нельзя исповедовать и причащать, то сознательно отказывающийся вводит просто в шок. Откуда взялось это поверье, что причащают только перед смертью «что бы не мучился»? Каким образом стремление избежать адской участи трансформировалось в сознании людей в смерть без страданий.
Батюшка, причастите ее, ведь уже третий день мучается.
— ???
— Ну как же? Ведь страдает человек… надо помочь…
— Так чем я ей помогу? Разве помолиться о ней, так это всем надо.
— А Вы причастите ее, что б не мучалась!…
Это еще цветочки. Лежит человек, никакой. Второй день не ест. Все, дальше уже ничего нет.
— Вы меня слышите?
— Я все слышу – свистящий шепот, губы уже не шевелятся.
— Вы хотите причаститься? (Родственники уговаривали поехать утверждая, что и причаститься хочет и сама просила об этом.)
— Я не знаю что это такое…
Начинаю объяснять. Через две секунды она спит, приходится будить. Еще пара слов, она засыпает накрепко. Спрашиваю у родных:
— Она причащалась, исповедовалась?
— Никогда.
— А зачем звали?
— А если Вы ее не причастите, то ее отпевать разве можно?
Вот тебе и на… весь сыр-бор не ради спасения ее души, а чтобы соседи не осудили, что вот умерла, а ее родственники не отпевали…
Или вот еще история.
— Батюшка, причастите отца.
— А он в сознании?
— Нет.
— Теперь не могу, надо было звать пока он в сознании был.
— Так кто ж знал, все надеялись, что еще поживет.
— Так при чем тут поживет-непоживет, вы что ж больного человека совсем без причастия оставили?
— А он не просил никогда,- подумал малость: – Батюшка, поедем, я все оплачу.
— Да при чем тут деньги? Нельзя причастить человека, когда он не понимает того, что с ним происходит, когда он сам не хочет и не хотел. Мужик переходит на крик:
— Да что это за церковь, что за попы пошли! Совсем зажрались! Третья церковь уже и никто отца причастить не хочет, даже за деньги! А завтра он уже совсем умрет!..
Обычно, когда ситуация не такая трагичная, я советую умникам засунуть эти деньги себе куда подальше… Что за мода? Священники не наемные работники, мы служители Христа и Его Церкви. Даете пожертвования – спаси Бог! Не даете? Господь воздаст нам сторицею. Мало что ли делаем без всякого вознаграждения ради спасения людей?
Наверное это гордость, надо просто брать и делать все, что людям в голову взбредет… (злая шутка)
В этот раз промолчал. Я не знаю, из-за чего так переживал сын, какая еще бредовая идея заставляла его требовать в третьем храме причастия для человека, который уже не может принять участие в Таинстве, но отца мне очень жаль… Ни себе, ни сыну… Для чего жил? Что после себя оставил? Чему чадо научил?
Протоиерей Александр Стрижак//Интернет-журнал «Русская неделя»