Современная цивилизация предлагает огромное количество физкультурно-оздоровительных систем, позволяющих держать себя в форме практически на всем протяжении человеческой жизни. Тренажерные залы, фитнес-клубы, спортивное питание… Но следует ли христианину стремиться к тому, чтобы обладать хорошей физической формой? Как соотносить христианский образ жизни с занятиями, например, в тренажерном зале, не противоречит ли это православному учению? Богословским мнением по этим и другим вопросам поделился преподаватель Основного богословия в Московской духовной семинарии, секретарь ученого совета МДА и главный редактор портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов.
— Отец Павел, хорошая физическая форма необходима для того, чтобы быть успешным. Но разве для христианина это стимул?
— Для начала нужно определиться, что понимать под словом «успешность». Свидетельство Иисуса Христа «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33) никто не отменял и отменить не может. И любой христианин, каким бы социальным и материальным положением он ни обладал, будет находиться по отношению к этому миру в состоянии вражды. Более того, чем решительнее он будет стараться исполнить заповеди, тем сильнее мир его будет гнать. Поэтому оставаться христианином и быть успешным в мирском понимании этого слова просто невозможно. Невозможно служить Богу и мамоне. Однако христианин может преуспевать в своем служении на благо Церкви Христовой и людям — это уже успешность совсем иного рода, и ее можно только приветствовать. Конечно, для того, чтобы достичь каких-то результатов в той или иной сфере деятельности, требуется значительное напряжение духовных, интеллектуальных и в немалой степени — физических сил. Поэтому поддержание высокой физической формы позволяет человеку более быстро и качественно справляться с теми задачами, которые ставит перед ним жизнь. И если человек стремится быть здоровым и энергичным для того, чтобы послужить Церкви Христовой или своему ближнему, то нет ничего предосудительного в том, что он посещает тренажерные зал или фитнес-клуб.
Поэтому я готов одобрить стремление людей к работе над физической формой, но только в том случае, если следующим шагом не окажется нечто мистическое или парарелигиозное. К сожалению, сегодня многие физкультурно-оздоровительные системы используются определенными людьми как средство, через которое можно вложить в сознание людей ложные представления о религиозной жизни, о Боге, о самом человеке. Это, конечно, не будет способствовать приближению человека к истине, а лишь еще сильнее отдалит от нее.
— Итак, физические упражнения вполне совместимы с духовной жизнью?
— Кому не известна такая поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух»? А некий православный острослов к этому добавил: «На самом деле — одно из двух». Вот с этим дополнением я категорически не согласен. Нигде, ни у одного святого отца мы не найдем утверждения, что внимание к своему здоровью — это грешно и плохо, а определенная работа над телом разрушает духовную жизнь. Напротив, в православной аскетике есть четкое понимание того, что тело — это осел, который должен постоянно трудиться. Если он этого не делает, то начинает дурить.
Многие из святых в своих повседневных трудах претерпевали физические нагрузки, сопоставимые с нагрузками профессиональных спортсменов. Известно, что и преподобный Сергий Радонежский, обладая, как сказано в житии, «силою противу двух человек», носил воду в двух водоносах, и преподобный Серафим Саровский всю свою жизнь очень много трудился физически.
Поэтому нет ничего греховного в занятиях физическими упражнениями. Однако нередко вместо того, чтобы приложить труд и позаботиться, чтобы наше тело было здоровым, трудоспособным, чтобы оно верно служило, мы благочестиво складываем ручки и говорим: «Нет, заботиться о теле — это грешно, это недостойно христианина, пусть мне будет плохо, пусть я буду жирным, как кот из мультфильма про попугая Кешу, пусть у меня отваливаются конечности и я имею бледный вид, но я ни за что не стану участвовать в том „омерзительном блудодеянии”, которое происходит во всех этих тренажерных залах и фитнес-клубах». Это не что иное, как оправдание лжеименным разумом элементарной лени и разгильдяйства, которое пытается замаскироваться высокими христианскими идеалами. С другой стороны, надо четко понимать, что сегодня каждый человек находится под снайперским прицелом рекламы «здорового образа жизни», в действительности же единственный интерес здесь — облегчить чужие карманы. Да и само «здоровье» давно стало едва ли не самым популярным кумиром (после телевизора, конечно!), в жертву которому приносятся и деньги, и время, и нервы. Особенно сложно удержаться, когда тебя словно кокон обволакивают изображения здоровых, сильных и красивых топ-моделей, и так хочется хотя бы чем-то быть приобщенным, причастным этому вечно манящему гламуру…
Однако не будем спорить с вещами очевидными: физические упражнения, культура тела могут и помочь человеку на пути его духовного восхождения. Многие священники по личному опыту знают, что прихожане, которые имеют спортивную закалку, более последовательны и старательны в духовной жизни; они способны переступить через свое «не могу», терпеть трудности, жертвовать своей самостью. Эти навыки, приобретенные во время занятий спортом, остаются с человеком и при духовном подвиге.
Меня лично радует, что среди наших прихожан все больше спортсменов и профессиональных тренеров, которые, становясь верующими, воцерковленными людьми, не оставляют своего дела. Подчас такие люди начинают заниматься своим любимым делом и в церковной среде — организуют на приходах или при воскресных школах спортивные секции. Например, в Сергиевом Посаде при храме в поселке Богородское одним из таких профессиональных тренеров была организована секция тэквондо. Через какое-то время батюшка заметил, что те ребята, которые занимаются в секции, и в церковной жизни более собранны, более ответственны и дисциплинированны.
— Нет ли необходимости создать свою, православную, систему физического воспитания?
— Я не думаю, что мы должны изобретать православные гантели или изготавливать тренажеры для накачки мускулов с благословением Преосвященного Владыки. Теория и практика физического воспитания давно разработана на очень высоком научном уровне. Нужно только иметь желание и волю, чтобы начать регулярно заниматься. А задача Церкви — донести людям, что заниматься физическими упражнениями не грешно, что физическая культура, культура тела должна стать частью духовного подвига человека.
Православный человек должен всему миру свидетельствовать, что мы умеем радоваться, умеем быть здоровыми, сильными, успешными. Он должен свидетельствовать, что Православие — это не псевдо-благочестивые слезы о том, какие мы все великие грешники, а сила, мощь, возможность увидеть полноту жизни, полноту бытия, которая возможна только в Боге!
Беседовал Денис Каменщиков //Журнал «Православие и современность» № 14 (30)
Чемпион мира по единоборствам Федор Емельяненко:
«Я стараюсь ко всем людям относиться хорошо»
— Вы кажетесь глубоко верующим человеком, не мешает ли вера в таком жестоком виде спорта?
— Нет, мне кажется, что вид спорта не является жестоким. Этот вид спорта очень интересный. Он включает в себя все виды боевых единоборств. Все, что привлекает в бойцовских видах спорта, включено здесь. Он может быть жестким, но не жестоким. Жестоким его делают отдельные люди, которые, например, после остановки судьи продолжают драться. Этот вид спорта не ограничен во всех направлениях, как стоя, так и лежа. Мне кажется, вера помогает во всех видах спорта. Не вижу ничего плохого в том, что занимаюсь этим видом спорта.
— Что Вам нужно для полного счастья?
— Я счастливый человек. Я живу с Богом в душе. Я хожу в храм. У меня есть семья и хорошие друзья. Я счастливый человек. Мне больше ничего не надо.
— Какую последнюю книгу Вы прочитали?
— Не так давно прочитал книгу, которая мне очень понравилась. Лето Господнее Ивана Шмелева. Сейчас читаю о великих православных подвижниках 20 столетия.
— Федор, в роликах с Вашими тренировками часто видно, что у Вас наушники в ушах. Какой музыке Вы отдаете предпочтение?
— Люблю слушать церковную, православную музыку. В частности, слушаю песни, которые мне советует протодьякон Нижегородской епархии отец Андрей. Кроме того, мне нравится Светлана Копылова, некоторые песни Стинга, Сергея Трофимова. В то же время, иногда слушаю песни Виктора Цоя.
— Федор, что может Вас вывести из себя, из психологического равновесия.
— Честно, не знаю, стараюсь не выходить из себя. Безусловно, такие ситуации бывают, но я стараюсь подходить к ним взвешенно и трезво.
— Как воспитать в себе такое спокойствие как у Вас?
— Отчасти, это, может быть, от природы… но, и воспитывается тоже. Воспитывается годами. Нужно годами учиться держать контроль над собой. Ну, и стараться быть спокойными. Как спортсмен тренируется физически и становится сильнее, также он должен повышать и свой психологический фактор, должен стараться отсекать все ненужное перед соревнованиями.
— Федор, как Вы проводите свободное от тренировок время?
— С семьей, когда я в Осколе — провожу время с семьей, мы выезжаем на природу, в субботу ездим с друзьями в баню, а вечером — в храм. Все свободное время стараюсь проводить с семьей.
— Федор, что для Вас значат деньги?
— Возможность помогать окружающим.
— Кому Вы больше всего благодарны за свою успешную карьеру?
— Если честно, об успешных карьерах говорить не люблю. Я благодарен Богу, слава Богу за все — и победы, и поражения. Вообще, хочу сказать, что успех — понятие относительное. Сегодня ты побеждаешь, завтра — будешь проигрывать. Я стараюсь делать все, чтобы побеждать и уповаю на волю Божью.
— Как Вы с таким добрым лицом можете побеждать?
— Если Вас послушать, то побеждают одни злодеи 🙂
— На кого Вы хотели быть похожим в детстве, возможно, на одного из героев американских боевиков?
— Никогда не хотел быть похожим на героев американских боевиков. Мне не нравится то, куда смотрит наша молодежь. Это неверный путь. Есть настоящие, не выдуманные герои, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет. Это великие воины, вот на кого надо равняться. Они не выдуманы кинематографом, эти герои, которые своей жизнью доказали свой героизм. Они жизнь положили во славу Руси.
— Вы активный пользователь сети интернет?
— Нет, я не активный пользователь интернета. Меня нет ни в Вконтакте, ни в Одноклассинках. Я пользуюсь интернетом только чтобы узнать о житие кого-либо из святых. В этом плане интернет очень удобен — вбиваешь имя святого и читаешь.
Корреспондент.net (приведено с сокращениями)