Кто такие старцы?
Это звание присвоить невозможно
Старец (или старица, если женщина) — это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства.
— Старчество — это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, — говорит заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко, — и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует.Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз — в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим патриархом.
Что спросить у старца
Отсутствие четкой регламентации породило множество проблем и для обыкновенных людей, и для иерархов Церкви. На «звание» старца, не защищенное ни церковным, ни светским правом, постоянно покушаются всевозможные аферисты. Зачастую старцами объявляют себя основатели сект. Слабое знание основ православного вероучения, желание получить немедленный результат без сложной, трудной духовной работы увлекают верующих в псевдоправославный оккультизм.
— Любой приходской священник может дать православному вполне квалифицированный ответ на вопрос о вероучении, церковной практике, — говорит отец Михаил Прокопенко. — Но люди ищут старцев. Зачем? Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни, о борьбе со страстями? Ничего подобного. Чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или нет, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать.
— Это плохо?
— Плохо то, что в старцах начинают видеть оракулов и экстрасенсов. Это отход от христианской традиции.
С отцом Михаилом согласен известный православный богослов, профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов:
— К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует. Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходили с вопросом: как мне победить зависть, злость…
Священник Владимир Соколов в своей книге «Младостарчество*. Соблазны и причины» отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: «Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно… Такое «послушание» — форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог… Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия».
«Свят, да искусен»
Настоящий старец, даже если и обладает даром прозрения, не показывает его, скрывает, боясь тщеславия. Старец отличается от лжестарца смирением так же, как целомудренная девица от проститутки. Он прячется от людей, никогда не изобразит из себя ни прозорливца, ни чудотворца, бесов на публике изгонять не будет!
Старец, конечно, должен быть умным человеком. Великие святые писали о некоторых даже действительно святых, но не имеющих достаточного духовного опыта подвижниках: «Свят, да не искусен». Бывают такие «взрослые дети», которые могут давать неудачные советы. Еще один признак — старцами становились после десятков лет безвестности, как, например, Серафим Саровский. Хотя старчество понятие не возрастное, думаю, что он должен иметь достаточный духовный опыт, который приобретается едва ли ранее 50 лет.
Старцы могут творить чудеса, хотя тщательно скрывают это. Но судить о святости человека по совершаемым им чудесам, по мнению профессора Осипова, нельзя. Напротив, по святости человека нужно судить о святости его чудес. Чудо, когда оно от Бога, дает толчок к обращению от греховной жизни, пробуждению молчащей совести. Другого смысла у чудес нет и быть не может. К сожалению, об этом часто забывают.
Борис Клин // Известия
*Младостарец — достаточно молодой человек, не имеющий духовного опыта, претендующий на роль старца.
В 1998 году Священный синод, обеспокоенный развитием лжестарчества, постановил указать священникам на недопустимость к склонению и принуждению верующих «к принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства». И еще пастырям напомнили о «необходимости соблюдения особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Как Мария Христа в гости ждала
из проповеди старца Павла Груздева*
Это такая притча. В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придет в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.
Одна женщина- церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: Спаситель ко мне придет, обязательно придет. Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по–простому — Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.
Идет мальчишечка-сосед и говорит:
-Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.
-Не пойду. Ко мне Гость придет, а ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.
Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишечка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!
А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела — нету Христа. Ладно. Идет из деревни мужчина:
— Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги, ради Христа, ты по коровам- то понимаешь.
-Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.
Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.
А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний –поздний вечер. Входит мужчина и говорит:
-Слушай-ка баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете- стопочки да рюмочки доведут до сумочки. Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.
Во принес грязного-то белья!
-Уходи, провалился бы ты.
Выгнала:
— Я Гостя жду.
Нету Гостя.
На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар- все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.
Видит сон: Пришел к ней Спаситель. Она говорит:
-Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.
Он говорит:
-Да, Мария, Я за Твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к тебе первой пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.
-Господи. Нет, этого не было.
-Евангелие читаешь?
-Господи, ежедневно.
-Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютка, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.
-Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?
-А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. «В беде были, а вы помогли Мне». А ты меня выгнала.
-Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?
-А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».
-Не знала, Господи!
Врешь, зараза, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь.
Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.
*Архимандрит Павел (Груздев)(1910-1996). Его простая, детски чистая вера, дерзновенная, постоянная молитва доходила к Богу и приносила благодатное утешение, ощущение близкого присутствия Божия и исцеление тем, о ком он просил. Многочисленны свидетельства его прозорливости. Эти благодатные дары отец Павел скрывал под покровом юродства (мнимого безумия). Проповедь печатается без правки.