10 причин, по которым стоит жениться
Я никогда не хотел жениться, как никогда не собирался жить той жизнью, которой живу. В какой-то момент мне активно предлагали стать монахом, но про монашество я уже нечто знал. Сократ на вопрос жениться ли, отвечал, что женишься или нет, в любом случае пожалеешь. Поэтому вот те десять причин, почему все-таки стоит жениться:
1. Во-первых, я не мог не ответить на ту любовь, которую оказала ко мне моя будущая супруга. Как известно не мужчины выбирают женщин, а наоборот. Женщины выбирают мужчин, и от мужчины зависит только финальное «да», которым он отвечает на ухаживание со стороны женщины. Моя будущая супруга сияла как солнце, и я подумал что Господь почти не оставляет мне выбора, потому что не ответить на это сияние было бы свинством.
2. Во-вторых, женитьбы предполагает разрушение онтологического одиночества. У режиссера Луиса Бунюэля символом этого был Симеон Столпник, как прообраз художника, который стоит на своем столпе и беседует с ему одному ведомым Богом. Лермонтов символизировал одиночество беленьем одинокого паруса. Женитьба предполагает, что теперь ты не один. Как сказал один мой знакомый, который недавно в сорокалетнем возрасте все-таки женился: «Теперь есть для чего жить».
3. Обычно брак глупыми девушками воспринимается как: «Вот я отдала тебе самое дорогое, теперь тебе предстоит оплатить все мои мечты». Мой друг, Иван Андреевич Мальцев, говорит на это, что стоит жить не браком а семьей, а семья — это когда двое объединяются против этого дрянного мира в нечто целое и единое. Причем до брака любви нет, она начинается только в браке, об этом нужно помнить мечтательным особам.
4. Жениться стоит еще и потому, что семья — это полигон послушания, когда мир приобретается в крайней степени доверия другому человеку. Ты учишься слушаться того, кто в твоей власти. Это романтическое христианство, в котором СРАЗУ есть то, чего так не хватает в монастырях — любви.
5. Если Господь дал тебе жену христианку с опытом жизни в храме, ты живешь как в раю. Если Господь дал тебе христианку новоначальную, ты всегда на войне, тебя проверяют на прочность. Чаще всего такой брак ничем хорошим не кончится, разве что орудия супруги будут переведены на многочисленное потомство, которого с новоначальной не избежать. Если же Господь вам дал жену неверующую, то у вас есть добрый путь остаться подкаблучником, потому что вы согласились на ее красоту и соответствующие проклятия.
6. Жениться стоит потому, что семья покажет вам всю ненужность и глупость того, что вы называете своими увлечениями. Вы, наконец, перестанете трястись над дорогими вам предметами и понятиями. Ваша гордынька будет посрамлена бытом, вы увидите всю тщету своего тщеславия, жизнь будет твориться по принципу, провозглашенному Карлсоном: «Пустяки, дело-то житейское». Вот эта победоносность самой жизни в деле вашего спасения не может открыться в одиночестве, когда вы едите себя самого, она возможна только в малой церкви семьи. Вся святая возня семьи будет наглядно посрамлять все, что этой семье не принадлежит, а потому не имеет права на существование.
7.Семья научит вас созерцанию, то есть сердечному любованию. Ангелы станут вам улыбаться через улыбки вашей супруги и ваших детей, Господь будет танцевать в вашем доме, и на праздник будет благословлять гостей и трапезу. Праздник станет узлом жизни и отчасти трапезой Господней.
8. Семья расширит ваши телесные и духовные границы уютом, обжитостью мира, нуждой преображать и благословлять все вокруг беспрестанно, то есть вы станете выполнять свое призвание царственного священства. А это священство измеряется только человечностью: чем более вы человечны, чем более вы вырастаете в ту меру, в которую задумал вас Господь, тем более вы освящаете вы все кругом. И только семья создает для вас эти искренние поводы.
9. Семья накладывает на вас статусные послушания: вам надлежит быть романтичным мужем, добрым отцом и, во временной перспективе, бесшабашным дедом. Это сравнимо с тем, что один монах вынужден в монастыре петь на клиросе, писать иконы, переводить святых отцов с древних языков, только в семье «иконы, песни и книги» — живые, кричат, плачут, просят есть и писяются.
10. Смысл семьи спасение влюбленных друг в друга супругов, но если в семье появятся дети, то они — тот райский огонь, вокруг которого согреваются израненные внешним миром души взрослых, который снимает все житейские проблемы присутствием Христа.
М.Ю. Бакулин
Добрая жена
Добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа.(Сир. 26, 3).
Святитель Иоанн Златоуст († 407):
С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, что помощница сделалась противницею; но исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается другой женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач — Бог… А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что злая жена дается грешному мужу (Сир. 26, 3. 9). Она дается ему как горькое лекарство, истребляющее греховные соки. И что нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь. И что братья враждуют против братьев тоже за грехи, о том свидетельствует книга Судей… И рабы, и подчиненные часто восставали на господ своих за грехи их. Так, посмотри, когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему, и он нарицал имена им, как рабам своим; а когда он запятнал имя свое грехом, тогда звери не узнали его и из рабов сделались его врагами.
Если будешь сносить жестокость мужа, то получишь светлый венец; а если имеешь тихого и кроткого, то за что Бог будет награждать тебя?
Злая жена есть бич за грехи.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994): Любовь Божия, безусловно, устраивает все. Чтобы спасти плохого мужа, Бог дает ему хорошую жену. И наоборот.
Когда неверующий супруг прав
Последнее время много я думала о послушании, и связались мои мысли в такой веночек. Вот жена верующая и муж неверующий. Идет женщина по своему духовному поприщу, и мысли ее двоятся. Уставов церковных она не исполняет — ни в отношении себя, ни в отношении супруга, ни в отношении детей (муж не позволяет). Да и возможно ли их исполнить? Вся надежда на милость Божию. Но вот перед глазами ее две-три благополучные христианские семьи, они для нее — как живой упрек: у нее-то все не так, как надо бы! Что ей делать? Муж не верует, не дает ей жить так, как ей хотелось бы. А в самом деле: кто главнее — Бог или муж? Не вопрос, а богохульство какое-то! Ответ нам все-таки известен: “Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом …” Все мы рабы Божии. Что же из этого следует? Что нам позволено в горячке своей веры искромсать жизни данных нам Богом людей, ввергнув их своими поступками в пучину хулы и противления всем заповедям Его? Нет на это воли Божией, потому что Он не желает смерти ни единого из детей Своих.
Что же тебе делать, сестра моя? Попробую я ответить на этот вопрос. Вот тот путь, который дал тебе Господь во спасение: ты должна слушаться своего мужа. Вне послушания спасения души не бывает. Послушание — это универсальный, воистину золотой ключик, открывающий едва ли не все двери на духовном поприще, которым следует человек, и взаимоотношения неверующего мужа и верующей жены не составляют исключения. Послушание жены-христианки мужу — вот первое условие ее успехов в духовной жизни. А ты слушаешься ли его, сестра моя? Если да, то подними повыше свою голову!
Господь учил, что солнце равным образом светит и праведным, и грешным. Так и любовь жены не должна зависеть от веры-неверия супруга. Да она и не зависит! Просто время у нас в Церкви сейчас такое: мы как будто забыли то, что народ Божий знал всегда. Припоминаем-припоминаем, а вспомнить не можем. Какая же супружеская любовь без послушания? Исследуйте все Священное Писание: что оно говорит о жене? Только одно: жена должна быть послушна своему мужу. Весь Ветхий Завет пронизан призывами к обращению в послушание жен, но, может быть, в Новом Завете иное? Да то же самое! Об этом многократно писал апостол Павел, который указывал, что в основе положенного от Бога неравенства жены и мужа лежит разность их творения: “…он (т.е. муж — А.С.) есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. “Ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим”.
“Освящается” — вот какое удивительное слово сказано апостолом Павлом! Не так-то просто понять… Сколько женщин, теша свою гордыню, вообразили себе, будто они кого-то могут “освятить” своей персоной! Едва ли. А вот Господь все может освятить, приуготовляя путь ко спасению преданной ему души, послушливой и любящей.
Церковь Православная признает святость брачного союза, а раз так, то следует прямо сказать измучившейся современной женщине, которая не знает, за что ей и хвататься в своей неверующей семье: ты должна слушаться своего мужа. Без твоего послушания добра в твоей семье не будет.
Поэтому приободрись, голубка, и не бойся своего интуитивного желания послушаться мужа, уступив ему право распоряжаться тобой. Это не та широкая дорога своеволия, по которой, услаждая себя, идут прямиком в ад. О, нет! Это воистину “огненное искушение”, здесь слезы, мука, раскаяние, страх гибели невозвратной. Это — крест, но и какой же это благодатный путь!
Иногда я думаю, что желание быть послушной — это просто какой-то инстинкт женской христианской души. Одна женщина рассказала мне:
— Недавно слушала я радио, и вот один мудрый и смелый священник сказал своим слушателям: «В наше время найти духовного отца сложно». Я задумалась. Это верно, но как же тогда мне, неразумной женщине, угадать волю Божию о самой себе? Вот, например, нешуточный вопрос: как часто нужно причащаться? В моем сознании этот вопрос принял такую форму: почему именно в этот день, а не в другой какой-нибудь необходимо приобщиться Святых Даров? Был бы у меня духовный отец, я бы у него спросила и сделала по его совету. Но у меня его нет, и этот вопрос я вынуждена решать самостоятельно. Когда же конкретно мне можно причаститься? Думала я, думала об этом и решила вот что: мне нужно спрашиваться у своего мужа. Именно он должен дать мне разрешение идти к причастию.
— Ну, ты меня просто уморила! Он же у тебя не верует, он же в церковь не ходит! Какое он может иметь отношение ко всему этому, к Святым Дарам?!
— Да самое прямое. Муж ведь видит меня каждый день, он знает, хорошая я или плохая.
— И в какой же форме ты просишь у него разрешение?
— В самой простой: “Разреши мне в такой-то день причаститься, мне очень этого хочется”.
— Ну, а если начинает возражать?
— Во-первых, стараюсь не обращать внимания на форму первоначального отказа (например, насмешка). Немножко (чуть-чуть) поуговариваю и если опять встречаю тот же отказ, стараюсь тут же задавить в себе всякую обиду: значит, я не заслужила Святых Даров. Нет на то воли Божией. А вот если муж разрешил, тогда начинаю готовиться к причастию.
— А вот когда ты просто так в церковь ходишь, ты что же, у него всегда разрешения спрашиваешь?
— Почти всегда. И если по его реакции понимаю, что он бы не хотел моего исчезновения из дома, то и не иду в церковь. Раньше так было очень часто. Но теперь он привык и старается не огорчать меня. Я ведь тоже стараюсь его радовать! Долгий путь пришлось нам с ним пройти, чтобы достичь этого согласия. В моей жизни был период (года два), в течение которого я месяцами не видывала литургии целиком, а лишь ее маленький кусочек, когда приводила к причастию своих детей. Чтобы дети не возненавидели церковь, я их водила туда не часто, а сама ходила в храм лишь по воскресеньям, к вечерне послушать акафист. Если б ты знала, как я старалась заслужить разрешение пойти в церковь на эту самую коротенькую из служб, в течение которой моему мужу не было бы в тяжесть мое исчезновение из дома! Да я в субботу-воскресенье, когда он отдыхал после трудовой недели, по одной половице ходила! И едой я старалась ему угодить, и своим хорошим настроением, и заботой о детях… И вот вечером в воскресенье я просила отпустить меня в храм на полтора часика, а муж хмурил брови! Какие же слезы текли у меня из глаз, как я, грешница, попрекала его за невнимание ко мне! Теперь прошло то трудное время, и я благодарна своей совести, которая не позволила мне воцерковление собственной персоны обратить в неподъемную гибельную тяжесть для моего мужа. Его ведь вполне можно было понять. Вот жена начала бегать в церковь — что из этого получится? Может быть, она станет для мужа никуда негодной. Но вот хуже-то не стала, а наоборот. И неверующий человек делает правильный вывод: значит, Церковь Православная плохому не учит, значит, можно ей доверять.
— А как ты думаешь, твой “метод” применим в любой семье?
— Уверена, что нет. Ты же знаешь, какой хороший у меня муж?
— Знаю.
— А сколько женщин живут рядом с пьяницами, гуляками, тунеядцами! Не знаю, как в таких ситуациях можно почувствовать себя послушной женой. Не мне, неженке, учить таких горемык.
Забавное откровение! Трудно сказать, можно ли хоть что-то взять себе на вооружение в рассказе этой молодой женщины, но вот что хотелось бы мне подчеркнуть. Пророк Исаия, всматриваясь в чудесную даль, которая и есть нынешняя наша Церковь Христова, донес такие сказанные ему Богом слова: “Всякую гору сделаю Я путем “. Для меня лично эта “всякая гора” и есть каждая семья, в которой Господь призвал кого-то одного к святой вере. Путь к Нему пролегает на этой “всякой горе”. Сам Бог заботливо проложил его, поэтому не стоит пугаться видимой крутизны пути.
А.Соколова