— Матушка Анна, считается, что муж – хозяин в доме, согласны ли вы с этим? И какова тогда роль жены?
— Конечно, муж – глава семьи и хозяин в доме. По крайней мере, в нашей семье уклад такой. И меня это очень даже устраивает. Вроде бы я – взрослая женщина, многодетная мама, но рядом с мужем мне очень нравится ощущать себя эдаким нежным цветком, который нужно холить и лелеять.
Он, сильный мужчина, делает то, на что я попросту не способна: принимает важные решения, несет груз ответственности за семью. Меня часто захлестывают эмоции и переживания, а он, мой мудрый и рассудительный муж, не дает мне тонуть в этом море. Я — словно маленький ребенок, которого нужно жалеть и хвалить, а мой взрослый муж прекрасно справляется и с этой задачей. Я уже не говорю о чисто мужских хозяйственных вопросах. Как вы понимаете, такое «подчиненное» положение в семье меня нисколько не угнетает.
Чем тогда занимаюсь я? Отвечаю мужу взаимной любовью. «Обеспечиваю тыл».
Рожаю ему детей. В конце концов, стараюсь много читать и пеку пироги.
— Расскажите, как создавалась ваша семья, как вы познакомились с батюшкой?
— Ой, это настолько душещипательно-романтическая история, что об этом можно книгу писать. Скажу только, что благодаря мужу я пришла в Церковь.
— Что самое главное в семейной жизни?
Наверно, все-таки, не что, а Кто. Главный – Бог, Который силен давать людям любовь с избытком. Любовь, не ограниченную временем и пространством, творящую чудеса.
То, что наша семья вообще существует – чудо Божие. Иногда мы с мужем задумываемся: а сколько же лет мы уже вместе? С одной стороны, мы повенчались как будто вчера, а с другой – мы вместе уже вечность. Господь дал нам удивительную способность терпеть друг друга: мужу – утешать и понимать меня, а мне – не «заводиться» и с юмором уступать супругу, который явно за день устает больше меня.
Но это отнюдь не наша заслуга, а Божий дар.
— Легко ли вы привыкали к роли матушки?
— Я не могла жить без своего любимого Артемия, а он – без служения Богу и Церкви. Так что в возрасте 20 лет особого выбора — быть или не быть матушкой — у меня не было. Сказать, что привыкание к роли матушки было мучительным или тяжелым, не могу.
Правда, с первых же дней я была покорена обращением «матушка Анна». В Мирном к моему «титулу» матушки почему-то сразу стали приклеиваться разные уменьшительно-ласкательные варианты имени «Анна». Теперь я – заматоревшая настоятельская «матушка Анечка». За несколько лет мне удалось уйти от невразумительного и совсем не матушкинского 42 размера и достигнуть более крупных форм, которые в народном сознании отвечают за образ попадьи. Но даже к этому я уже привыкла.
— Как вам кажется, накладывает ли положение матушки какие-то особые обязательства? С какими трудностями сопряжена жизнь матушки?
— Мне кажется, что если 95% прихожанок не завидуют матушке, то это указывает на серьезнейшие проблемы в семье священника. Ну хотя бы потому, что рядом с матушкой батюшка – эдакий ходячий исповедальный аналой и разрешитель матушкиных духовных головоломок (на самом деле это не так, конечно). А в представлении многих людей сама матушка — существо заоблачное, почти святое: благочестивое, кроткое, окруженное многочисленными ангелочками-детишками. Здороваться с матушкой – хорошая «православная примета», ну или почти как батюшкино благословение. От того, что люди считают батюшек и матушек примерами для подражания (или строгой оценки) и почти святыми, никуда не денешься.
У нас в Мирном, как говорит наша прихожанка: «кинь шапку – в полковника попадешь, а вот батюшек – раз, два и обчелся». На 30 тысяч жителей у нас в городе 2 матушки. Под какими внимательными взглядами матушка должна покупать продукты, ходить в поликлинику или гулять с детьми? А ведь матушка, в отличие от батюшки, не была рукоположена и особых даров поэтому не имеет. Это обычная женщина, муж которой избрал не обычную профессию, а служение Богу.
Зацикливаться на том, что думают о тебе люди, все-таки не стоит, но быть для них хоть каким-то позитивным примером необходимо. Это касается и рождения детей. Раз матушка жива с таким количеством детей и даже улыбается, то, возможно, многодетность не так уж и страшна. Потом люди пробуют это на себе и вроде как становятся более счастливыми.
Какие у матушки обязательства? Быть верной боевой подругой своего мужа. Служение священника – слишком ответственно и батюшка обязан знать и чувствовать, что его семья – это настоящая неприступная крепость, оборону в которой держит в отсутствие главнокомандующего верный генерал – любящая матушка. Лично мне тяжелее всего ждать мужа из храма, скучать по нему (до сих пор не могу к этому привыкнуть). Как бы он меня не любил, но служение Богу для супруга всегда будет на первом месте (хотя если бы это было не так, то разлюбила бы его я).
А сейчас я открою страшную тайну: священников тоже нужно жалеть. Главная задача матушки состоит в том, чтобы выслушать (речь, конечно, ни в коем случае не идет о тайне исповеди), морально поддержать мужа, но не «разжигать страсти» и самой не принимать услышанное близко к сердцу. Кстати, отправляя нас в Мирный, владыка Тихон взял с меня обещание не вмешиваться в священнические дела мужа. Какой же это был мудрый совет! Со своим бабским разумением и мнительностью я бы могла кому-то что-то когда-то высказать, а так я уже почти 10 лет одинаково приветливо всем улыбаюсь. Честно скажу, у нас – замечательные прихожане и их трепетное ко мне отношение и любовь очень мне помогают (наконец-то появился повод им в этом признаться!!!).
— Как, подчиняя свою жизнь интересам мужа-священника, его служению, сохранить себя как личность?
— Совершенно неожиданно для себя (и именно благодаря тому, что я – матушка) мне удалось освоить сразу три профессии, которые одновременно являются и моими хобби. После рождения нашего третьего ребенка батюшка задумал издавать приходскую газету «Дорога к храму». Меня это, конечно, не устраивало – дети были мал-мала меньше, а у их папы оставалось все меньше времени, чтобы мне помогать. Однажды я в сердцах сказала: «Ну как можно ТАК долго писать такую крошечную статью?!» На что отец Артемий предложил мне самой попробовать. Попробовала. Ужаснулась: это ж сколько времени тратится! И решила, что тоже буду заниматься газетой. Вот уже несколько лет я — выпускающий редактор: пишу статьи, подбираю материал и иллюстрации. Батюшке остается все это проверить, заверить и покритиковать меня – а как же иначе?
Но, в общем, мне кажется, что он доволен результатом. Зато знаете, сколько я всего перечитала за эти годы! Также я являюсь редактором приходского сайта «Мирный.приход.ру» и отвечаю за связи прихода со СМИ. Это очень удобно, когда ты получаешь информацию из первых уст и всегда можешь обсудить ее с главным редактором – своим мужем.
А еще мне пришлось стать преподавателем воскресной школы, хотя я обещала себе никогда не работать в школе. Просто на тот момент наши трое старших детей подросли (7, 5 и 3 года соответственно), и батюшка настоятельно порекомендовал мне заняться преподаванием, сказал: «Надо. А кто же еще?». Воскресная школа тоже заставила меня расширить свой кругозор. Благо, мое высшее гуманитарное образование во всех этих сферах деятельности очень пригодилось. Зато после нескольких лет преподавания я могу с умным видом выступать перед любой аудиторией, совершенно не стесняясь.
Главное, что все эти работы (подготовка к урокам и написание статей) я могу выполнять, не выходя из дома. Самым забавным примером «творчества», сопряженного с домашними делами, было дописывание статьи о конце света одновременно с чисткой картошки и раскатыванием теста на пирожки. Главное, что мужа и детей такая «одомашненная» мама очень устраивает.
Так что с самореализацией у меня все в порядке. Спасибо за это отцу Артемию.
— Как вы думаете, почему жену священника люди называют «матушка»?
Моя подруга, смиряя меня, любит повторять с детьми в воскресной школе: «Дети, почему мы называем матушку «матушкой»? Да просто потому, что ее муж – батюшка. Вот и все».
Я согласна с этим утверждением на сто процентов.
Беседовала Дарья Андреева