Проповедь в храме святого Архистратига Михаила в Мирном 3 марта, в Неделю о Страшном суде:
Всех вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем — Неделей о Страшном суде, как называет этот день Святая Церковь.
Мы продолжаем готовиться к спасительному поприщу Великого поста и предпоследнее перед Постом воскресенье называется так в честь евангельского отрывка, который мы слышали сегодня за Божественной литургией. Притчу о Страшном суде передает нам евангелист Матфей.
Страшный суд – это событие, которое ожидает человечество в конце мировой истории. Но конец мира наступит совсем не так, как его показывают в голливудских фильмах. Это будет не какая-то глобальная техногенная или природная катастрофа. Страшный суд станет результатом жизни человечества вообще и каждого человека в отдельности. И происходящее на нем будет для кого-то страшнее всяких катастроф.
На этом Суде не будет ходатаев, обвинителей и защитников. Человек сам, своей жизнью и состоянием души решает собственной вечную участь.
Своей силой Господь разделит все человечество на две части: «Придите, благословенные, — скажет Он одним, — и станьте одесную, ибо вы накормили Меня, когда Я был голоден; вы напоили Меня, когда Я страдал от жажды, вы посетили Меня в больнице, вы посетили Меня в заключении. Вы оказали Мне милость – становитесь по правую сторону».
А другим скажет: «А вас я не знаю. Вы не оказали Мне милости, когда Я приходил к вам. Вы отвернулись от Меня, потому что были заняты только своими проблемами, только собой.
«Да когда же, Господи, – скажут первые, – мы видели Тебя нуждающимся и напоили, накормили или оказали содействие? Мы не видели Тебя».
На что Господь ответит: «Вы сделали это своим ближним («малым сим» — как они называются в Евангелии) а, значит, сделали это Мне».
Для праведников стало естественным делом всей жизни помогать ближним, поэтому они и удивляются: «Господи, мы Тебя не видели, мы делали это людям». Но Господь ставит знак равенства между Собой и ближними нашими, то есть всеми людьми.
А другие, — те, кто по левую сторону (в Евангелии – «козлища») так же удивятся: «Господи, да если бы мы видели, что это Ты, разве мы не помогли бы Тебе? Ты просто не приходил. А так бы – обязательно: и напоили бы, и накормили бы и все самое лучшее (ну, например, одежду, которая нам уже не нужна), Тебе бы с удовольствием отдали. И продукты из холодильника – половину точно! — мы бы отдали Тебе. Но мы Тебя не видели».
И Он им скажет в ответ: «Ближним, которые приходили к вам, а вы их даже не заметили, потому что были полностью заняты только собой, вы помогли?»
Высочайшая степень эгоизма. Мы даже добрые дела умудряемся делать из эгоистических соображений. Мы делаем что-то доброе и в этом момент непомерно любим себя.
Не задумываемся о том, нужно ли это наше «доброе дело», кому мы помогаем в этот момент и зачем.
Человек просто любуется собой и не замечает, как много вокруг него нуждающихся.
Нуждающихся даже не в еде, питье и одежде, а во внимании!
Вот мы приносим в церковную лавку какие-то свои вещи для нуждающихся: чаще – старенькие, реже – новенькие, и говорим: «Ну передайте там… нуждающимся!»
Да, эти люди нуждаются в вещах. Но уже во вторую очередь. В первую очередь они нуждаются в человеческом внимании, в расположении сердца, в том, что они кому-то нужны.
Мне рассказывала историю одна женщина, которая посещала и посещает хоспис, где люди доживают свои последние дни и оттуда уже не выходят сами. Там она встретила двух девочек. Вы ведь знаете, что болеют и умирают не только пожилые, но и молодые, и очень молодые люди.
И вот эти две девочки, которые из-за неизлечимой болезни практически доживают свои последние дни, случайно разговорились с моей знакомой. У них было все: еда, одежда, айпады. Но они ощущали себя никому не нужными.
Женщина – православная христианка – стала их убеждать в том, что они нужны Богу, ведь Господь, наши святые покровители и ангелы –хранители всегда находятся рядом.
Как же эти девочки обрадовались, рассказывала знакомая.
И одна говорит другой: «Я так и знала! Я же тебе говорила, что мы кому-то нужны. Мы – не одни в этом мире». Такая была у них радость.
Давайте, вспоминая притчу о Страшном суде, перед началом Великого поста еще раз задумаемся о себе. Господь ведь не спрашивает у человека, был ли он хорошим спортсменом, успешным бизнесменом, или талантливым художником. Все это для вечной жизни не имеет значения. Имеет значение лишь одно: милосердие.
Господь даже не спрашивает человека, крещеный он или нет, каждое ли воскресенье ходил в храм, часто ли причащался. Потому что весь церковный образ жизни должен нас привести к тому, что мы будем оказывать милость любому человеку видя в нем Самого Господа.
Смотрите: Сам Господь ставит знак равенства между собой и человеком, а мы людей «перебираем»: этот – хороший, достоин нашего внимания, а тот – сам во всем виноват, так ему и надо. Пусть лучше с меня пример берет. Я-то – молодец и делаю все правильно.
Господь нас не делит «по сортам», а мы делим.
Весь наш церковный образ жизни, все наши посты и молитвы, богослужения, участие в Таинствах — все это должно нас привести к тому, что мы встанем на Страшном суде одесную Бога и Он скажет нам: «вы оказали Мне милость, приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Иоанн Златоуст замечает, что Господь не говорит «вы исцелили Меня», а просто «посетили, когда был болен» потому что Он не требует от нас сверх того, что мы можем сделать. Посетили, помолились, что-то принесли – любым способом оказали содействие, явили милость.
И пусть приближающееся время Великого поста будет для нас временем милосердия. И пусть Всемилостивый Господь поможет нам стать милосерднее, видеть в каждом человеке образ Божий, и, вспоминая притчу о Страшном суде, задумываться о том, по правую или по левую сторону от Царя окажемся мы. Помоги нам, Господи.
Источник: Официальный сайт Плесецкой епархии