Владыка Александр: «Жить надо сегодня. И благодарить Бога, за то, что Он нам послал этот день»

Воскресная проповедь в Неделю 3 по Пятидесятнице:

Сегодня мы с вами слышали на литургии отрывок из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую можно назвать духовно-нравственным законом, преподаваемым человечеству от Бога.

Господь говорит нам о том, что наше око должно быть чистым. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22 -23).

О чем здесь говорится?

Конечно, не о наших органах чувств. «Тело» мы можем понимать как «помещение», в котором находится душа. Если там, где мы находимся, окна грязные, то, как бы ярко не светило солнце, внутри все равно будет мрачно. А если окна чистые – то через них будет проходить божественный свет.

В том, каковы наши очи (как говорили в древности — «окна души»): чистые или замутненные, мы можем сами себя проэкзаменовать. Авва Дорофей приводит такой пример: что может человек подумать о незнакомце в темноте? Что тот ждет друга? Что готовится совершить преступление? А что подумаете вы?

Есть еще такое меткое выражение, что мы часто судим других по себе. Вот насколько наше око чисто – мы и судим о других людях. Или в обстоятельствах, которые с нами случаются, мы видим или не видим Бога и божественный промысел.

То есть наши души освящаются через то, как они смотрят на мир. И сегодня в этом же евангельском чтении Господь подсказывает нам, как надобно смотреть на мир.

Он говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26).

Здесь нет призыва к безделью, как может показаться на первый взгляд. Птицы, хотя и не сеют, не пашут, но, в отличие от многих людей, целый день находятся в трудах. Они очень и очень много трудятся, чтобы принять, то, чем питает их Господь.

Еще Господь приводит нам в пример полевую траву и лилии. Он сравнивает их внешний вид с богатыми одеждами царей, которые во всей своей славе не могут одеться так же, как ее украшает Господь.

Для чего нам эти примеры?

Господь хочет уверить нас в том, чтобы мы не имели чрезмерного упования о себе.

Чтобы мы жили тем, что сегодня нам посылает Господь. Не надо жить вчерашним днем, который уже прошел, или завтрашним, которого мы не знаем. Жить надо сегодня. И благодарить Бога, за то, что Он нам послал этот день.

Давайте помнить о том, что все зависит от Бога, а не от нас. И наше с вами дело – это благодарить Господа за все. По мере сил.

Не только «верить в Бога» (бесы тоже верят), а доверять Ему свою жизнь, благодарить Его. По-гречески «Евхаристия» — это таинство благодарения, когда мы приходим все вместе в храмы и общей, совместной молитвой, призывая Господа прийти к нам и освятить те Дары, которые мы приносим. Не просто «освятить», а преложить их в Свое Пречистое Тело и Кровь, чтобы могли причаститься Бога.

Призываю всех нас, дорогие отцы, братья и сестры, стараться смотреть чистым оком на мир и на других людей, видеть божественный промысел, Бога и Его заботу о каждом из нас.

Мы называем Бога любовью — «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) и все, что с нами случается, происходит по Его божественной настоящей любви к нам. Даже если нам это не нравится.

Чтобы понять это, лучше всего привести в пример отношения родителей и детей. В молитве «Отче наш» мы обращаемся к Богу «Отец». И мы сами знаем, что будучи родителями, не всегда исполняем просьбы наших детей, если это будет им неполезно. А дети капризничают «Вот, какой злой папа, я же его прошу…».

Так и Господь не все дает, что мы просим, или не тогда дает, когда нам это «удобнее». Просто Ему виднее.

Будем, дорогие отцы братья и сестры, очищать очи наших душ через церковные таинства, через стремление во всем угодить Богу, через изучение своей родной православной веры.

И да поможет нам в этом Всемилостивый Господь

фото: Денис Топорков, Анна Эмке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *