Основная задача воскресной школы при храме святого Архангела Михаила — дать детям и подросткам представление о радости и красоте Православной веры, понять, что храм — дом Божий — это то место, где их ждут и любят.
Предлагаем вашему вниманию конспекты некоторых уроков, проведенных в нашей воскресной школе:
Беседа о настоящей любви
(проведена в день памяти Новомучеников и исповедников Российских и накануне дня святого Валентина)
Эта беседа рассчитана на подростковый возраст (13-15 лет), поэтому такое большое внимание здесь уделяется влюбленности, в беседе с молодежью нужно больше рассказать о Евангельском понимании любви)
— Начнем мы с глупого вопроса: зачем нужна любовь?
(Варианты ответов детей). Как говорится в одной советской песне: «жить без любви наверно просто, но как же можно без любви прожить?!»
— Как вы думаете, что же это такое – «любовь»?
( Варианты ответов детей). Для начала я взяла определение понятия «любовь» из «Большой советской энциклопедии».
Те слова, которые я выделю голосом, вам нужно будет записать в тетрадях, чтобы потом сравнить с другим определением любви. Его мы запишем в конце урока:
«Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть».
Там же приводятся такие слова о любви: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).
В древнегреческом языке существовало 5 слов для обозначения этого понятия: любовь –влюбленность, дружба, нежность, приязнь, жертвенная любовь. Английский язык, хоть и считается самым простым в мире, различает 2 понятия: like (нравиться) и love (любить). В современном русском языке слово «любовь» употребляется в разных сочетаниях: любить макароны, любить кошку, любить мужа, любить Родину.
А сейчас нам предстоит самая интересная, творческая и спорная часть занятия – мы будем ставить оценки за любовь! Для этого мы воспользуемся не привычной вам 5-бальной шкалой оценок, а 10-бальной, в которой все оценки от 2 до 5 будут и с плюсами, и с минусами.
Итак, рисуем таблицу с 10 столбиками (по возможности, необходимо комментировать каждый пример, приводимый детьми):
Оцениваем понятия по их положительному и отрицательному влиянию на человека, каждая оценка должна быть аргументирована. Например, отношение к себе – 5 баллов по 10-бальной системе, оно находится посередине. Нельзя слишком себя любить (впадаешь в гордость), но и комплекс неполноценности в отношении себя может привести к унынию.
Эти примеры ученики предлагали сами и с помощью преподавателя оценивали, у вас может получиться по-другому:
1 (2-) |
2 (2) |
3 (2+) |
4 (3-) |
5 (3) |
Вредные привычки (пиво, сигареты) «Дом -2» |
Компьютерные игры, сериалы |
лакомства |
Еда животные |
Я сам интернет |
6 (3+) |
7 (4-) |
8 (4) |
9 (4+) |
10 (5) |
искусство |
Влюбленность творчество |
Семейные отношения (Муж,Жена,Дети) дружба |
Родина, Незнакомые, Враги Одноклассники учителя |
Бог |
Сегодня мы разберем пункты с 7 по 10.
7 пункт .Почему в нашей таблице разные баллы за влюбленность и любовь в семье, чем они отличаются? Влюбленность – это ваша возрастная особенность, если можно так сказать, но до настоящей любви ей, все-таки еще далеко. Это то же самое, что заставить написать научную работу пятиклассника или студента 5 курса, что у них получится?
В вашем возрасте влюбленность ориентируется чаще всего на внешние факторы: влюбляются в самого(ую) красивого, крутого, сильного, умного и т.д. А любовь смотрит не теми глазами, что у нас на лице, а глазами души.
В детстве за что мы любим маму? Просто так. За что муж любит жену, за то, что она красивая и стройная? Но ведь далеко не все женщины остаются тростиночками после рождения детей.
Недавно я ехала в купе с супругами, которым около 50 лет. Меня удивила та нежность, с которой они смотрели друг на друга. А муж очень трогательно ухаживал за женой, разгадывал с ней глупый кроссворд, подсаживал на верхнюю полку, а она не очень грациозно туда залезала. А еще им было очень интересно друг с другом общаться. Очевидно, что друг друга они любят не за внешнюю красоту или ум, а любят вообще. Такое сейчас редко встретишь.
Но для сохранения такой любви нужны усилия сразу двух супругов и помощь Бога. Конечно, влюбленность может со временем перейти в любовь и поэтому здорово, что есть такой праздник, как 14 февраля. Но знаете, что мне в нем не нравится? Налет гипертрофированной, пошлой сексуальности, которая вырастает на понятии любви в этот день. Поверьте мне, что любовь на самом деле – не такая.
Здесь мы в очередной раз видим, как на прекрасном возвышенном чувстве начинает паразитировать грех. Дырка не может появиться без ткани. И в данном случае тоже не стоит поддаваться на уловки дьявола: современная раскрепощенность в определенной сфере не может заменить любовь, как наркотик не может принести настоящего счастья.
Давайте не будем трогать любовь липкими грязными руками пошлости, а поговорим о любви настоящей. Давайте запишем вывод из всего выше сказанного – любят не за что-то.
8 пункт. Можно ли сказать, что кто-то из нас обладает какими-то особыми, выдающимися качествами, что именно за него на кресте умирал Христос? Каково основное качество любви Бога к людям? Жертвенность.
Мать ночью сидит у постели больного ребенка. Муж, защищая жену от хулиганов, получает несовместимые с жизнью ранения– все это жертвенность. Будете принимать решение о создании семьи – вспомните об этом пункте – вы или ваш избранник готовы пожертвовать жизнью ради другого (собьет машина, готовы ли вы ухаживать за любимым инвалидом или он за вами?) если так, по женитесь/ выходите замуж.
9 пункт. Но Христос говорит в Евангелии, что и этого мало: надо любить не только близких, а еще и врагов. Пример этому – как русские люди, сами голодные в годы войны, давали пленным немцам хлеб. Да, это враги, но это и люди, у которых дома тоже есть семьи.
В нашей приходской газете есть статья о главном пожарном Москвы, который погиб в прошлом году, лично проверяя, все ли люди выведены из горящего здания. Начальник такого ранга должен был сидеть в машине – штабе пожаротушения, а не соваться в огонь.
10 пункт. В этом году день святого Валентина отмечается на следующий день после празднования в честь новомучеников и исповедников Российских. Скажите, к какому времени относятся мучения этих людей? Начало XX века, еще точнее – после революции 1917 года. К власти приходят большевики. С этого времени Церковь отделяется от государства. Чуть-чуть позже храмы закрывают, священников арестовывают за антисоветскую пропаганду, расстреливают или сажают в концлагеря. С верующими, не отказавшимся от своих убеждений, расправляются с сатанинской жестокостью.
Вот некоторые примеры:
— епископ Петропавловский Мефодий до смерти был заколот красноармейским отрядом штыками. Уже мертвому, ему вонзили крест в одну из ран.
— священник Павел Дернов и трое его сыновей от 17 до 20 лет. Городское духовенство выбрало о.Павла как лучшего проповедника сказать после литургии о значении революции. Его дочь вспоминает, что единственный раз слышала, как ругаются отец и мать накануне этой проповеди. Вечером после службы батюшку забрали и долго добивали на льду реки. Когда сыновья стали искать его, их тоже забрали. Кого-то расстреляли, кого-то забили. И вот дочь вспоминает, как на столе лежал мертвый отец и ее трое братьев.
— священник Михаил (Богородицкий), отец 13 детей, расстрелян.
— архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник, закопан живым.
— епископ Тверской Фаддей утоплен уголовниками в нечистотах.
— архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр. Прибив руки священномученика гвоздями к полу и таким образом распяв, безбожники долго жгли его тело раскаленными шомполами, а затем пронзили сердце.
— монахиня Параскева, регент, руководитель детских хоров. Умерла после длительных ссылок.
— епископ Соликамский Феофан. Выведен на берег Камы, полностью раздет. Длинные волосы епископа заплели в косы, между ними была продета палка. Опускали в прорубь и поднимали, пока он полностью не покрылся коркой льда.
— не помню имени. Простая крестьянка, мать 5 детей, староста закрывшейся церкви, расстреляна.
Слово мученик «martiros» в переводе с греческого значит «свидетель». Он своей смертью свидетельствует победу Бога над смертью. У большинства новомучеников в жизни был выбор: оставаться христианами или спасать собственную жизнь и жизнь своих детей.
Например, сажают батюшку в тюрьму, пытают, допрашивают в течение 8 суток без еды, отдыха и сна, он не сдается, не подписывает ложные обвинения в контрреволюционной деятельности. И тогда следователь говорит: у вас есть дочери – подростки, посадим –ка мы их в камеру к уголовникам, а, поп?! Или забирают крестьян – родителей, которые защищают деревенский храм от закрытия, а их дети обрекаются на голодную смерть, потому что никто не будет брать себе в дом детей врагов народа.
Какую твердость и любовь к Богу имели люди, что остались верными Ему даже до смерти? А ведь отрекшись от веры, они могли стать обычными советскими гражданами.
Требуется ли такой подвиг исповедания веры в наше время? Да, конечно. Такой подвиг совершает женщина, отказывающая под давлением всех родных и знакомых делать аборт. она знает, что это-убийство. Ухаживать за выжившей из ума бабушкой, хотя ее можно устроить в дом престарелых, простить того, кто тебя серьезно обидел и даже забрать заявление из милиции. Ходить в храм, несмотря на насмешки сверстников. Пусть это мученичество ради Христа не будет заметным для окружающих, но совесть упрямо подсказывает, что поступать надо именно так. Это голос Божий в нас. И если мы каждый день будем по чуть-чуть слушать свою совесть и поступать по Божию закону, мы станем по-настоящему счастливы. Потому что источник настоящего счастья и настоящей любви – это Бог.
В Новом Завете, кстати, о любви говорится в 173 отрывках, но мне бы хотелось под запись предложить один из них: автор этих слов — апостол Павел (1Кор.13:1—8).
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Какое из записных сегодня на уроке определений вам нравится больше и почему? (ответы детей)
В конце урока я бы хотела всем вам пожелать настоящей во всех смыслах любви.
Ваши вопросы
Анна Эмке
Евангелие и евангелисты.
В этом году мы подробно будем говорить о Евангелии.
Все вы наверно, уже слышали это слово. Как вы думаете, что оно означает?
Во-первых, это книга, а вернее – книги о Рождении, жизни, проповеди, чудесах Спасителя – Иисуса Христа, но самое главное даже не в этом. Самое главное в Евангелиях – это события Распятия и Воскресения Христа. А почему? (Спасение людей от власти греха и смерти).
Само слово «Евангелие» означает «благая, радостная весть».
Вроде бы тут все понятно: благая, радостная весть… Но если немного заглянуть в историю, то мы увидим, что время около нулевого года нашей эры – это времяглубочайшего кризиса, кризиса духовного. Я надеюсь, из уроков по истории вы помните, что история цивилизации в то время – это история Рима и его империи.
Можно сказать, что богатые и знатные люди того времени бесились с жиру, каждый день изобретая себе все новые удовольствия, чтобы найти в жизни хоть какой-то смысл. Языческая философия и религия ответов о смысле жизни не давали.
В это же время, как вы помните, в Римской империи существовало рабство. К этим несчастным относились даже хуже, чем к вещам (примеры приводить не буду).
А еще в Римской империи существовал городской класс, или, попросту – толпа, основным девизом которой было выражение «хлеба и зрелищ». Главным развлечением в те времена было посещение цирка или театра. Если не хватало рабов для диких зверей, с бесплатных мест на арену скидывались и обычные горожане. У всех этих людей не было цели и смысла жизни. И вот в это время в мир приходит Сам Бог, чтобы спасти их и дать им вечную, осмысленную жизнь. Можно сказать, что люди долго барахтались в болоте и самостоятельно вылезти не могли. И вот пришел Кто-то сильный, Кто вытащит их из этой жижи на твердую поверхность.
Кто не записал, пишем: «Евангелие» — благая, радостная весть. Бог, приходит в мир, чтобы спасти людей. Мир в глубоком духовном кризисе. Новое представление о любящем, близком к людям Боге. Христос помогал всем: прощал грехи, исцелял, утешал, изгонял бесов. Ему подчинялась природа и даже смерть.
— время написания Евангелия
Как вы думаете, какие люди, и с какой целью могли написать Евангелие?
Сейчас вы наверно удивитесь. если узнаете, что Сам Христос никаких письменных наставлений не оставил. Апостолы – ученики Христа в основном происходили из галилейских рыбаков (Галилея вообще «славилась» отсталостью и неграмотностью). Апостолы ходили по городам и странам и устно проповедовали. Кстати, в античном миренаибольшим доверием пользовались именно устные свидетельства очевидцев.
С увеличением числа христианских общин пришлось записать проповедь апостолов, а самих апостолов друг за другом казнили. (толерантный Рим принимал все религии и включал разных языческих божеств и свой пантеон, а вот христиан убивали).
Попытки написать Евангелия предпринимались неоднократно. В первые века нашей эры было известно по крайней мере о 50 евангелиях, которым также приписывалось авторство апостолов. Так. Например, существуют: «Первоевангелие Иакова», «История Иосифа плотника», «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и другие. «Евангелие от Иуды» — не благая весть. Поздняя подделка, написанная после 300 г.н.э. в секте гностиков, которые презирают и тело. как темницу души, и вообще все человеческое.
«Христос» в этом тексте, мягко говоря, издевается над всеми апостолами кроме Иуды, которому он уготовал особую миссию – предательство, чтобы поскорее освободиться от тела. «Евангелие от Иуды» очень популярно в наше время. т.к. такой двуличный подлый «бог» очень удобен для современного человека – самому можно не «париться» — не бороться с грехами.
Однако содержащие сомнительные сведения писания практически сразу были признаны «апокрифическими» — т.е. недостоверными.
Итак, записываем (даты указаны предположительно!!!):
Канонические = достоверные Евангелия (признаны Церковью)
— Мф— 50-80 гг
— Мк. — 60-е гг.
— Лк. — 70 гг
— Ин — 90-е гг.
Богодухновенность
Как вы уже догадались, Церковью признаны 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна
На самом деле, это уникальнейший случай, когда четыре разных человека писали об одном лице и их рассказы настолько совпадают. Об Аристотеле, например, тоже писали его ученики, и общего в их описаниях было только имя философа. Евангелисты Матфей. Марк, Лука и Иоанн едины в описании проповеди Христа, Его чудес, распятия и Воскресения, притом что писали они отдельно друг от друга. Хотя каждое из этих Евангелий имеет свои, ярко выраженные особенности, стиль, отличаются друг от друга в деталях. Это явление можно объяснить только одним фактом – боговдухновенностью Евангелий.
Они едины в главном, но отличаются в деталях .Это показывает их истинность
Это не Божий диктант, а изложение. Уникальное свойство этих книг – каждый раз читаешь по-новому, как другой человек. Прп. Серафим за неделю вычитывал все Евангелие.
Язык:
Народное наречие греческого языка «койне» – общеупотребительное, язык образованных людей всей римской империи. (русский язык в Советском Союзе).
С какой целью? Чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.
Для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX-го века, как и раздельное написание слов. Знаки же препинания введены только по изобретении книгопечатания в XV-м веке. Разделение на главы было произведено в XIII-веке.
Евангелисты:
имя | Символ евангелиста (см. особенности) | Род занятий | Для кого написано | цель | особенности |
Матфей | АнгелХристос -Мессия | Мытарь (сборщик податей в пользу римлян) мент, гаишник. Оставил все, пошел за Христом апостол от 12, проповедь в Палестине, убит в Эфиопии | Для евреев, ставших христианами | Показать, что Христос и есть Мессия, Его предсказывали пророки, все пророчества исполнились | Ссылки на ВЗ, родословие |
Марк | Левмогущество и царственное достоинство Христа | Иудей, апостол от 70. Ученик апостолов Варнавы и Петра, основатель церкви в Египте, умер по дороге на казнь | Для христиан из язычников | Обращение язычников, сильное яркое повествование о чудесах Христовых, Иисус Христос – Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. | Со слов апостола ПетраСамое краткое Евангелие, описания иудейских обычаев и географии, Внимание к чудесам Христа. юноша в покрывале – только здесь(14:51-52). |
Лука | Телецжертвенное, искупительное служение Спасителя | Грек, очень образованный, врач, первый иконописец.Спутник апостола Павла (апостола язычников). Убит в Ахаии | Для греков, вернее для антиохийца- знатного человека по имени Феофил | Мессия — Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей. | Самое длинное, красивое, подробности до Рождения Христа – Иоанн Креститель.Притчи о спасании грешниковЯвление воскресшего Христа Луке и Клеопе – только в этом Евангелии |
Иоанн | Орел высота евангельского учения и божественных тайн. |
Сын галилейского рыбака, самый юный, самый любимый ученик Христа. Свидетель главных чудес, стоял у Креста во время Распятия. Проповедь в Иерусалиме, Ефесе. Ссылка на острове Патмос. Единственный из апостолов, кто умер от старости – 105 летПо просьбе ефесских христиан,дополнить уже существующие ЕвангелияБожественное достоинство Христа, тайны веры, любовь к Богу,богословиеНаписано позднее всех. Дполнено тем, что апостол Иоанн слышал от Христа. Христос Бог, а не только Сын Человеческий ,уже с древности называется «духовным Евангелием».
Анна Эмке
Игра – повторение по окончании первого года изучения Ветхого Завета
1. Лента времени. каждой команде выдается конверт с 4 карточками. Члены команд выходят по очереди, это затрудняет выполнение задания.
Последовательность: Сотворение мира, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф
2. Этот конкурс называется «Отгадай, кто мог так сказать?». Каждая команда получит по 2 аудиовопроса (записаны голосами незнакомых детям людей), и попытается отгадать. Кто из героев Ветхого Завета мог сказать такую фразу:
1) Разве я сторож брату моему? (Каин)
Давайте лучше продадим его этим купцам.(братья Иосифа)
2) Идите скорее, посмотрите на отца! Он там, в шатре. Посмеемся. (Хам)
Что мне в этом первородстве? (Исав)
3. Блиц-конкурс .
Это самый интересный конкурс – на быстроту реакции и эрудированность. Но принять участие в нем сможет лишь один представитель команды. (выходят капитаны).
Вам предстоит ответить на 7 быстрых вопросов. Нужно давать ответ сразу, или говорить «дальше», если вы не знаете правильного ответа на вопрос. Другие варианты ответов не принимаются. За подсказки – штрафное очко команде.
Оцениваются правильные ответы и скорость, с которой вы на них ответите. Итак, начинаем:
Имя жены Адама (Ева) | Имя первого в мире убийцы(Каин) |
За какое блюдо было продано первородство (чечевичная похлебка) | Кто видел во сне чудесную лестницу (Иаков) |
Он был первым пастухом в человеческой истории (Авель) | Название правителя страны, куда был продан Иосиф(фараон) |
На какой горе остановился Ноев ковчег (Арарат) | Перечислите сыновей Ноя(Сим,Хам, Иафет) |
Кого Авраам должен был принести в жертву Богу(Исаака) | Кто ослеп в старости и был обманут женой и сыном (Исаак) |
Церковь дала ему прозвище – Прекрасный .Сначала он был рабом, а потом стал вторым, после правителя, человеком в государстве, (Иосиф) | Сейчас это слово обозначает толпу, большое количество людей, а в Ветхом Завете означало строительство огромной башни.(столпотворение) |
Каких животных пришлось поить будущей жене Исаака – Ревекке (верблюды) | Он пригласил в гости 3 ангелов – Св.Троицу и заключил с Богом завет (Авраам) |
4. Какое событие Ветхого Завета изображено на иллюстрации?
по 2 картинки на команду, сзади для преподавателя иллюстрации подписаны:
1) благословение Иакова, Каин и Авель,
2) Ревекка, строительство Вавилонской башни.
5. Команде выдается набор из 12 карточек.
Как известно, Ветхий Завет – это ожидание прихода Спасителя. В этом конкурсе задача каждой команды будет состоять в том, чтобы разложить карточки по парам. На одной из них будет прообраз из Ветхого Завета, а на другой – образ из Нового.
нужно найти следующие пары. (детям нужно будет приклеить карточки на лист ватмана)
Спасение от потопа в ковчеге – спасение в Церкви
Три странника у Авраама – Святая Троица
Жертвоприношение Исаака — смерть Спасителя на кресте
Лестница Иакова – Божия Матерь
Продажа Иосифа братьями — предательство Христа Иудой
Вкушение плодов запретного древа и смерть – Причащение и жизнь
6. Каждой команде выдается маркер и лист.
Евангелие от Матфея начинается родословием Иисуса Христа. В нем перечисляются самые главные герои Ветхого Завета, праведники, ставшие пра-пра-пра –дедушками Спасителя. Важно, что там перечисляются только мужчины и их сыновья.
Но Авель, например, не может быть в этом родословии, т.к. он был убит. Не упоминаются Хам. Исав – у них было дурное потомство и от них не родился Спаситель и т.д.
В течение 3 минут обе команды тоже попытаются составить родословие от Адама до Иосифа. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее его составит.
Для зрелищности во время проведения конкурса мы пользуемся песочными
часами, но т.к. они маленькие, мы даем командам «еще один временной промежуток».( и еще один и т.д.) Как только первая команда все напишет, конкурс прекращается.
Вывешиваем листы обеих команд, а посередине – правильный вариант ответа. Сравниваем: Адам. Сиф, Ной, Сим, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф.
7. Оценка результатов. Награждение победителей. Чаепитие.