Чему мы учим(ся)

Основная задача воскресной школы при храме святого Архангела Михаила — дать детям и подросткам представление о радости и красоте Православной веры, понять, что храм — дом Божий — это то место, где их ждут и любят.


Предлагаем вашему вниманию конспекты некоторых уроков, проведенных в нашей воскресной школе:

Беседа о настоящей любви

(проведена в день памяти Новомучеников и исповедников Российских и накануне дня святого Валентина) 

Эта беседа рассчитана на подростковый возраст (13-15 лет), поэтому такое большое внимание здесь уделяется влюбленности, в беседе с молодежью нужно больше  рассказать о Евангельском понимании любви)

— Начнем мы с глупого вопроса: зачем нужна любовь?

(Варианты ответов детей). Как говорится в одной советской песне: «жить без любви наверно просто, но как же можно без любви прожить?!»

— Как вы думаете, что же это такое – «любовь»?

( Варианты ответов детей). Для начала я взяла определение понятия «любовь» из «Большой советской энциклопедии».

Те слова, которые я выделю голосом, вам нужно будет записать в тетрадях, чтобы потом сравнить с другим определением любви. Его мы запишем в конце урока:

«Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть».

Там же приводятся такие слова о любви: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).

В древнегреческом языке существовало 5 слов для обозначения этого понятия: любовь –влюбленность, дружба,  нежность, приязнь, жертвенная любовь.  Английский язык, хоть и считается самым простым в мире, различает 2 понятия: like (нравиться)  и love (любить). В современном русском языке слово «любовь» употребляется в разных сочетаниях: любить макароны, любить кошку, любить мужа, любить Родину.

А сейчас нам предстоит самая интересная, творческая и спорная часть занятия – мы будем ставить оценки за любовь! Для этого мы воспользуемся не привычной вам 5-бальной шкалой оценок, а 10-бальной, в которой все оценки от 2 до 5 будут и с плюсами, и с минусами.

Итак, рисуем таблицу с 10 столбиками (по возможности, необходимо комментировать каждый пример, приводимый детьми):

Оцениваем понятия по их положительному и отрицательному влиянию на человека, каждая оценка должна быть аргументирована. Например, отношение к себе – 5 баллов по 10-бальной системе, оно находится посередине. Нельзя слишком себя любить (впадаешь в гордость), но и комплекс неполноценности в отношении себя может привести к унынию.

Эти примеры ученики предлагали сами и с помощью преподавателя оценивали, у вас может получиться по-другому:

1 (2-)

2 (2)

3 (2+)

4 (3-)

5 (3)

Вредные привычки (пиво, сигареты)

«Дом -2»

Компьютерные игры, сериалы

лакомства

Еда

животные

Я сам

интернет

6 (3+)

7 (4-)

8 (4)

9 (4+)

10 (5)

искусство

Влюбленность

творчество

Семейные отношения (Муж,Жена,Дети)

дружба

Родина,

Незнакомые, Враги

Одноклассники учителя

Бог

Сегодня мы разберем пункты с 7 по 10.

7 пункт .Почему в нашей таблице разные баллы за влюбленность и любовь в семье, чем они отличаются? Влюбленность – это ваша возрастная особенность, если можно так сказать, но до настоящей любви ей, все-таки еще далеко.  Это то же самое, что заставить написать научную работу пятиклассника или студента 5 курса, что у них получится?

В вашем возрасте влюбленность ориентируется чаще всего на внешние факторы: влюбляются в самого(ую) красивого, крутого, сильного, умного и т.д. А любовь смотрит не теми глазами, что у нас на лице, а глазами души.

В детстве за что мы любим маму? Просто так. За что муж любит жену, за то, что она красивая и стройная? Но ведь далеко не все женщины остаются тростиночками после рождения детей.

Недавно я ехала в купе с супругами, которым около 50 лет. Меня удивила та нежность, с которой они смотрели друг на друга. А муж очень трогательно ухаживал за женой, разгадывал с ней глупый кроссворд, подсаживал на верхнюю полку, а она не очень грациозно туда залезала. А еще им было очень интересно друг с другом общаться. Очевидно, что друг друга они любят не за внешнюю красоту или ум, а любят вообще. Такое сейчас редко встретишь.

Но для сохранения такой любви нужны усилия сразу двух супругов и помощь Бога. Конечно, влюбленность может со временем перейти в любовь и поэтому здорово, что есть такой праздник, как 14 февраля. Но знаете, что мне в нем не нравится? Налет гипертрофированной, пошлой сексуальности, которая вырастает на понятии любви в этот день. Поверьте мне, что любовь на самом деле – не такая.

Здесь мы в очередной раз видим, как на прекрасном возвышенном чувстве начинает паразитировать грех. Дырка не может появиться без ткани. И в данном случае тоже не стоит поддаваться на уловки дьявола: современная раскрепощенность в определенной сфере не может заменить любовь, как наркотик не может принести настоящего счастья.

Давайте не будем трогать любовь липкими грязными руками пошлости, а поговорим о любви настоящей. Давайте запишем вывод из всего выше сказанного – любят не за что-то.

8 пункт. Можно ли сказать, что кто-то из нас обладает какими-то особыми, выдающимися качествами, что именно за него на кресте умирал Христос? Каково основное качество любви Бога к людям? Жертвенность.

Мать ночью сидит у постели больного ребенка. Муж, защищая жену от хулиганов, получает несовместимые с жизнью ранения– все это жертвенность.  Будете принимать решение о создании семьи – вспомните об этом пункте – вы или ваш избранник готовы пожертвовать жизнью ради другого (собьет машина, готовы ли вы ухаживать за любимым инвалидом или он за вами?) если так, по женитесь/ выходите замуж.

9 пункт. Но Христос говорит в Евангелии, что и этого мало: надо любить не только близких, а еще и врагов. Пример этому – как русские люди, сами голодные в годы войны, давали пленным немцам хлеб. Да, это враги, но это и люди, у которых дома тоже есть семьи.

В нашей приходской газете есть статья о главном пожарном Москвы, который погиб в прошлом году, лично проверяя, все ли люди выведены из горящего здания. Начальник такого ранга должен был сидеть в машине – штабе пожаротушения, а не соваться в огонь.

10 пункт. В этом году день святого Валентина отмечается на следующий день после празднования в честь новомучеников  и исповедников Российских. Скажите, к какому времени относятся мучения этих людей? Начало XX века, еще точнее – после революции 1917 года. К власти приходят большевики. С этого времени Церковь отделяется от государства. Чуть-чуть позже храмы закрывают, священников арестовывают за антисоветскую пропаганду, расстреливают или сажают в концлагеря. С верующими, не отказавшимся от своих убеждений, расправляются с сатанинской жестокостью.

Вот некоторые примеры:

— епископ Петропавловский Мефодий до смерти был заколот красноармейским отрядом штыками. Уже мертвому, ему вонзили крест в одну из ран.

— священник Павел Дернов и трое его сыновей от 17 до 20 лет. Городское духовенство выбрало о.Павла как лучшего проповедника сказать после литургии о значении революции. Его дочь вспоминает, что единственный раз слышала, как ругаются отец и мать накануне этой проповеди. Вечером после службы батюшку забрали и долго добивали на льду реки. Когда сыновья стали искать его, их тоже забрали. Кого-то расстреляли, кого-то забили. И вот дочь вспоминает, как на столе лежал мертвый отец и ее трое братьев.

— священник Михаил (Богородицкий), отец 13 детей, расстрелян.

— архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник, закопан живым.

— епископ  Тверской Фаддей  утоплен уголовниками в нечистотах.

— архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр. Прибив руки священномученика гвоздями к полу и таким образом распяв, безбожники долго жгли его тело раскаленными шомполами, а затем пронзили сердце.

— монахиня Параскева, регент, руководитель детских хоров. Умерла после длительных ссылок.

— епископ Соликамский Феофан. Выведен на берег Камы,  полностью раздет. Длинные волосы епископа заплели в косы, между ними была продета палка. Опускали в прорубь и поднимали, пока он полностью не покрылся коркой льда.

— не помню имени. Простая крестьянка, мать 5 детей, староста закрывшейся церкви, расстреляна.

Слово мученик «martiros» в переводе с греческого значит «свидетель». Он своей смертью свидетельствует победу Бога над смертью. У большинства новомучеников в жизни был выбор: оставаться христианами или спасать собственную жизнь и жизнь своих детей.

Например, сажают батюшку в тюрьму, пытают, допрашивают в течение 8 суток без еды, отдыха и сна, он не сдается, не подписывает ложные обвинения в контрреволюционной деятельности. И тогда следователь говорит: у вас есть дочери – подростки, посадим –ка мы их в камеру к уголовникам, а, поп?! Или забирают крестьян – родителей, которые защищают деревенский храм от закрытия, а их дети обрекаются на голодную смерть, потому что никто не будет брать себе в дом детей врагов народа.

Какую твердость  и любовь к Богу имели люди, что остались верными Ему даже до смерти? А ведь отрекшись от веры, они могли стать обычными советскими гражданами.

Требуется ли такой подвиг исповедания веры в наше время? Да, конечно. Такой подвиг совершает женщина, отказывающая под давлением всех родных и знакомых делать аборт. она знает, что это-убийство. Ухаживать за выжившей из ума бабушкой, хотя ее можно устроить в дом престарелых,  простить того, кто тебя серьезно обидел и даже забрать заявление из милиции. Ходить в храм, несмотря на насмешки сверстников. Пусть это мученичество ради Христа не будет заметным для окружающих, но совесть упрямо подсказывает, что поступать надо именно так. Это голос Божий в нас. И если мы каждый день будем по чуть-чуть слушать свою совесть и поступать по Божию закону, мы станем по-настоящему счастливы. Потому что источник настоящего счастья и настоящей любви – это Бог.

В Новом Завете, кстати, о любви говорится в 173 отрывках, но мне бы хотелось под запись предложить один из них: автор этих слов — апостол Павел (1Кор.13:1—8).

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Какое из записных сегодня на уроке определений вам нравится больше и почему? (ответы детей)

В конце урока я бы хотела всем вам пожелать настоящей во всех смыслах любви.

Ваши вопросы

Анна Эмке

 

Евангелие и евангелисты.

В этом году мы подробно будем говорить о Евангелии.

Все вы наверно, уже слышали это слово. Как вы думаете, что оно означает?

Во-первых, это книга, а вернее – книги о Рождении, жизни, проповеди, чудесах Спасителя – Иисуса Христа, но самое главное даже не в этом. Самое главное в Евангелиях – это события Распятия и Воскресения Христа.  А почему? (Спасение людей от власти греха и смерти).

Само слово «Евангелие» означает «благая, радостная весть».

Вроде бы тут все понятно: благая, радостная весть… Но если немного заглянуть в историю, то мы увидим, что время около нулевого года нашей эры – это времяглубочайшего кризиса, кризиса духовного. Я надеюсь, из уроков по истории вы помните, что история цивилизации в то время – это история Рима и его империи.

Можно сказать, что богатые и знатные люди того времени бесились с жиру, каждый день изобретая себе все новые удовольствия, чтобы найти в жизни хоть какой-то смысл. Языческая философия и религия ответов о смысле жизни не давали.

В это же время, как вы помните, в Римской империи существовало рабство. К этим несчастным относились даже хуже, чем к вещам (примеры приводить не буду).

А еще в Римской империи существовал городской класс, или, попросту – толпа, основным девизом которой было выражение «хлеба и зрелищ». Главным развлечением в те времена было посещение цирка или театра. Если не хватало рабов для диких зверей, с бесплатных мест на арену скидывались и обычные горожане. У всех этих людей не было цели и смысла жизни.  И вот в это время в мир приходит Сам Бог, чтобы спасти их и дать им вечную, осмысленную жизнь.  Можно сказать, что люди долго барахтались в болоте и самостоятельно вылезти не могли. И вот пришел Кто-то сильный, Кто вытащит их из этой жижи на твердую поверхность.

Кто не записал, пишем:  «Евангелие» — благая, радостная весть. Бог, приходит в мир, чтобы спасти людей. Мир в глубоком духовном кризисе. Новое представление о любящем, близком к людям Боге. Христос помогал всем: прощал грехи, исцелял, утешал, изгонял бесов. Ему подчинялась природа и даже смерть.

— время написания Евангелия

Как вы думаете, какие люди, и с какой целью могли написать Евангелие?

Сейчас вы наверно удивитесь. если узнаете, что Сам Христос никаких письменных наставлений не оставил. Апостолы  – ученики Христа в основном происходили из галилейских рыбаков (Галилея вообще «славилась» отсталостью и неграмотностью). Апостолы  ходили по городам и странам и устно проповедовали. Кстати, в античном миренаибольшим доверием пользовались именно устные свидетельства очевидцев.

С увеличением числа христианских общин пришлось записать проповедь апостолов, а самих апостолов друг за другом казнили. (толерантный Рим принимал все религии и включал разных языческих божеств и свой пантеон, а вот христиан убивали).

Попытки написать Евангелия предпринимались неоднократно. В первые века нашей эры было известно по крайней мере о 50 евангелиях, которым также приписывалось авторство апостолов. Так. Например, существуют:  «Первоевангелие Иакова», «История Иосифа плотника», «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и другие. «Евангелие от Иуды» — не благая весть. Поздняя подделка, написанная после 300 г.н.э. в секте гностиков, которые презирают и тело. как темницу души, и вообще все человеческое.

«Христос»  в этом тексте, мягко говоря, издевается над всеми апостолами кроме Иуды, которому он уготовал особую миссию – предательство, чтобы поскорее освободиться от тела.  «Евангелие от Иуды» очень популярно в наше время. т.к. такой двуличный подлый «бог» очень удобен для современного человека – самому можно не «париться» — не бороться с грехами.

Однако  содержащие сомнительные сведения писания практически сразу были признаны «апокрифическими» — т.е. недостоверными.

Итак, записываем (даты указаны предположительно!!!):

Канонические = достоверные Евангелия (признаны Церковью)

— Мф— 50-80 гг

— Мк. — 60-е гг.

— Лк. — 70 гг

— Ин — 90-е гг.

Богодухновенность

Как вы уже догадались, Церковью признаны 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна

На самом деле, это уникальнейший случай, когда четыре разных человека писали об одном лице и их рассказы настолько совпадают. Об Аристотеле, например, тоже писали его ученики, и общего в их описаниях было только имя философа. Евангелисты Матфей. Марк, Лука и Иоанн едины в описании проповеди Христа, Его чудес, распятия и Воскресения, притом что писали они отдельно друг от друга. Хотя каждое из этих Евангелий имеет свои, ярко выраженные особенности, стиль, отличаются друг от друга в деталях.  Это явление можно объяснить только одним фактом – боговдухновенностью Евангелий.

Они едины в главном, но отличаются    в деталях .Это  показывает их истинность

Это не Божий диктант, а изложение. Уникальное свойство этих книг – каждый раз читаешь по-новому, как другой человек. Прп. Серафим за неделю вычитывал все Евангелие.

Язык:

Народное наречие греческого языка «койне» – общеупотребительное, язык образованных людей всей римской империи.  (русский язык в Советском Союзе). 

С какой целью?  Чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

Для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX-го века, как и раздельное написание слов. Знаки же препинания введены только по изобретении книгопечатания в XV-м веке. Разделение на главы было произведено в XIII-веке.

Евангелисты:

имя Символ евангелиста (см. особенности) Род занятий Для кого написано цель особенности
Матфей АнгелХристос -Мессия Мытарь (сборщик податей в пользу римлян) мент, гаишник. Оставил все, пошел за Христом апостол от 12, проповедь в Палестине, убит  в Эфиопии Для евреев, ставших христианами Показать, что Христос и есть Мессия, Его предсказывали пророки, все пророчества исполнились Ссылки на ВЗ, родословие
Марк Левмогущество и царственное достоинство Христа  Иудей, апостол от 70. Ученик апостолов Варнавы и Петра, основатель церкви в Египте, умер по дороге на казнь  Для христиан из язычников Обращение язычников, сильное яркое повествование о чудесах Христовых, Иисус Христос – Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. Со слов апостола ПетраСамое краткое Евангелие, описания иудейских обычаев и географии, Внимание к чудесам Христа. юноша в покрывале – только здесь(14:51-52).
Лука Телецжертвенное, искупительное служение Спасителя Грек, очень образованный, врач, первый иконописец.Спутник апостола Павла (апостола язычников). Убит в Ахаии Для греков, вернее для антиохийца- знатного человека по имени Феофил Мессия — Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей. Самое длинное, красивое, подробности до Рождения Христа – Иоанн Креститель.Притчи о спасании грешниковЯвление воскресшего Христа Луке и Клеопе – только в этом Евангелии
Иоанн Орел высота евангельского учения и божественных тайн. 

 Сын галилейского рыбака, самый юный,  самый любимый ученик Христа. Свидетель главных чудес, стоял у Креста во время Распятия. Проповедь в Иерусалиме, Ефесе. Ссылка на острове Патмос. Единственный из апостолов, кто умер от старости – 105 летПо просьбе ефесских христиан,дополнить уже существующие ЕвангелияБожественное достоинство Христа, тайны веры, любовь к Богу,богословиеНаписано позднее всех. Дполнено тем, что апостол Иоанн слышал от Христа. Христос Бог, а не только Сын Человеческий ,уже с древности называется «духовным Евангелием».

 Анна Эмке 

Игра – повторение по окончании первого года изучения Ветхого Завета

1. Лента времени. каждой команде выдается конверт с 4 карточками. Члены команд выходят по очереди, это затрудняет выполнение задания.

Последовательность:  Сотворение мира, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп,  Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф

2. Этот конкурс называется «Отгадай, кто мог так сказать?». Каждая команда получит по 2 аудиовопроса (записаны голосами незнакомых детям людей), и попытается отгадать. Кто из героев Ветхого Завета мог сказать такую фразу:

1) Разве я сторож брату моему?  (Каин)

Давайте лучше продадим его этим купцам.(братья Иосифа)

2) Идите скорее, посмотрите на отца! Он там, в шатре. Посмеемся. (Хам)

Что мне в этом первородстве? (Исав)

3. Блиц-конкурс .

Это самый интересный конкурс – на быстроту реакции и эрудированность.  Но принять участие в нем сможет лишь один представитель команды. (выходят капитаны).

Вам предстоит ответить на 7 быстрых вопросов. Нужно давать ответ сразу, или говорить «дальше», если вы не знаете правильного ответа на вопрос. Другие варианты ответов не принимаются.  За подсказки – штрафное очко команде.

Оцениваются правильные ответы и скорость, с которой вы на них ответите.  Итак, начинаем:

Имя жены Адама (Ева) Имя первого  в мире убийцы(Каин)
За какое блюдо было продано первородство (чечевичная похлебка) Кто видел во сне чудесную лестницу (Иаков)
Он был первым пастухом в человеческой истории (Авель) Название правителя страны, куда был продан Иосиф(фараон)
На какой горе остановился Ноев ковчег (Арарат) Перечислите сыновей Ноя(Сим,Хам, Иафет)
Кого Авраам должен был принести в жертву Богу(Исаака) Кто ослеп в старости и был обманут женой и сыном (Исаак)
Церковь дала ему прозвище – Прекрасный .Сначала он был рабом, а потом стал вторым, после правителя, человеком в государстве, (Иосиф) Сейчас это слово обозначает толпу, большое количество людей, а в Ветхом  Завете означало строительство огромной башни.(столпотворение)
Каких животных пришлось поить будущей жене Исаака – Ревекке (верблюды) Он  пригласил в гости 3 ангелов – Св.Троицу и заключил с Богом завет (Авраам)

4. Какое событие Ветхого Завета изображено на иллюстрации?

по 2 картинки на команду, сзади для преподавателя иллюстрации подписаны:

1) благословение Иакова, Каин и Авель,

2) Ревекка, строительство Вавилонской башни.

5. Команде выдается набор из 12 карточек.

Как известно, Ветхий Завет – это ожидание прихода Спасителя. В этом конкурсе задача каждой команды будет состоять в том, чтобы разложить карточки по парам. На одной из них будет прообраз из Ветхого Завета, а на другой – образ из Нового.

нужно найти следующие пары. (детям нужно будет приклеить карточки на лист ватмана)

Спасение от потопа в ковчеге – спасение в Церкви

Три странника у Авраама – Святая Троица

Жертвоприношение Исаака — смерть Спасителя на кресте

Лестница Иакова – Божия Матерь

Продажа Иосифа братьями —  предательство Христа Иудой

Вкушение плодов запретного древа и смерть – Причащение и жизнь

6. Каждой команде выдается маркер и лист.

Евангелие от Матфея начинается родословием Иисуса Христа.  В нем перечисляются самые главные герои Ветхого Завета, праведники, ставшие пра-пра-пра –дедушками Спасителя. Важно, что там перечисляются только мужчины и их сыновья. 

Но Авель, например, не может быть  в этом родословии, т.к. он был убит. Не упоминаются Хам. Исав – у них было дурное потомство  и от них не родился Спаситель и т.д.

В течение 3 минут обе команды  тоже попытаются составить родословие от Адама до Иосифа. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее его составит.

Для зрелищности во время проведения конкурса мы пользуемся песочными

часами, но т.к. они маленькие, мы даем командам «еще один временной промежуток».( и еще один и т.д.)  Как только первая команда все напишет, конкурс прекращается.

Вывешиваем листы обеих команд, а посередине – правильный вариант ответа. Сравниваем: Адам. Сиф, Ной, Сим, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф.

 7. Оценка результатов. Награждение победителей. Чаепитие.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *