Новый год и Рождество на клиросе: как пережить радость НАСТОЯЩИХ праздников

 

Что такое Рождество? Наверное, многие со мной согласятся – Рождество самый волшебный, сказочный праздник церковного года. Все ждут чуда, и оно действительно совершается. Помню в детстве после Нового года (Рождество мы, к сожалению, не праздновали) всегда было небольшое разочарование: ждешь чего-то, а оно не происходит. Тут же совсем наоборот: происходит и это реально чувствуется, Бог рождается, а вместе с Ним и с новой силой надежа на спасение. 

Мне очень повезло: я в силу своего послушания бываю почти на всех Богослужениях, не у всех есть такая возможность. Я хочу немного рассказать вам о праздничных и предпраздничных службах  Рождества, которые мне особенно нравятся.

Первые Рождественские песнопения пелись уже 4 декабря. Наверное, тем, кто был в этот день на всенощном бдении, было радостно вдруг услышать «Христос Рождается, славите…». Вот мы и дождались первых звуков праздника.

Настоящее же предпраздничное настроение лично у меня появляется в Новый год. В нашем храме есть замечательная возможность встретить этот праздник на Литургии. Это, скажу я вам, особая Литургия, таких больше не бывает. Хорошая возможность не поддаться общему разгульному настроению: все-таки начинаются самые строгие дни поста, а как назло вся страна гремит праздничными фейерверками, пьет, закусывает. Но и мы ведь не остаемся без праздника, мы тоже радуемся, только радость у нас более тихая, сокровенная, еще только ожидающая настоящего праздника. Как я уже говорила, Литургия эта особая. Она от начала и до конца сопровождается грохотом петард, но к удивлению, это не мешает молиться, и как только мы дочитываем последнюю благодарственную молитву, начинается большой салют. Зрелище незабываемое, и настроение тоже. Если у вас есть возможность быть на этой службе, если ваши близкие не против, приходите, не пожалеете. (Лично я, чтоб мои родные не обижались на меня из-за моего отсутствия за столом, ровно в 00.00 отправляю им поздравительные сообщения. Заранее набираю текст и список адресатов, и в нужное время просто нажимаю на кнопку «отправить», тем самым особо не отвлекаясь от службы, а после нее обязательно захожу, чтоб поздравить, и никто не в обиде).

Второго января вечером совершается первая предпразднственная служба. (Все двунадесятые праздники имеют один или несколько дней предпраздства, в богослужения которых уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднику.) Уникальна эта служба тем, что молитвословия предпраздничные переплетаются с молитвословиями, прославляющими святого праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Игнатия Богоносца. Какие святые! Ну разве можно пропустить службу, где поется: «Приближается Христос, Вифлееме, предуготовися… Царь Небес на землю приходит» или «Тя земнаго ангела, Небеснаго человека, о всем мире молитвенника… почитаем, Иоанне праведне..».

На следующий день, 3 января, празднуется память святителя Московского Петра, всея России чудотворца – Небесного покровителя Москвы и всей земли Русской.

И наступает навечерие Рождества Христова, а проще – сочельник. Рано утром 6 января совершаются Царские часы. Мне очень нравится эта служба, она проста и в то же время очень торжественна, всегда проходит легко (легкий морозец этому способствует). Но почему-то ее посещает очень мало прихожан, казалось бы, такая редка служба (всего три раза в год – сочельник Рождества, сочельник Богоявления и Великая Пятница), храм должен ломиться от молящихся, ан нет. Может многих смущает название Часы, но они ведь Царские. Это не такие часы как перед обычной Литургией. Вся служба проходит при открытых царских вратах, священник в самом начале выходит из алтаря с Евангелием в руках к центру храма и находится там до окончания Часов. На каждом часе читаются особые псалмы, паремии, Апостол и Евангелие, поются праздничные тропари. А на 9 часе, помимо всего, поется «Многая лета» всем православным христианам.

По окончании Царских часов начинается чтение Изобразительных. В данном случае, Изобразительны являются составной частью Литургии Василия Великого. Далее совершается Великая Вечерня, и затем — Литургия Василия Великого. У этой службы очень необычный строй. Великая Вечерня как бы делит Литургию на две части, причем первая часть – читается, а вторая – поется. И сама Великая Вечерня отличается тем, что содержит 8 праздничных паремий (паремия – отрывок из Священного Писания содержащий пророчество о празднуемом событии). Да, служба долгая и утомительная, но она стоит того. Тем более, что после отпуста Литургии в центр храма выносится горящая свеча  и поются тропарь и кондак Рождества: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет Разума..».  Вот мы и дождались «первой звезды»!

Все, осталась самая главная служба, к которой все готовились и очень ждали. Описать словами торжественность и радость этой службы невозможно, надо просто здесь  быть и самому все это переживать. Хочется отметить только особенность Всенощного бдения. Начинается оно не Великой вечерней, а Великим повечерием. Великое повечерие очень часто совершается Великим постом, а тут — в праздник, и это придает особый настрой.

В нашем храме на самые большие праздники служится две Литургии, ранняя – ночью и поздняя — утром. Самая умилительная – поздняя. В то время как взрослые прихожане отсыпаются после ночного бдения, на молитвенный пост вступают дети. Почти с самого начала Литургии, храм полон детьми, и что самое интересное, нет такого шума, который обычно сопровождает этих юных молитвенников. И очень чувствуется, что чудо, которого все мы так ждали, свершилось!

Дорогие прихожане, не упустите шанс испытать радость от посещения всех этих богослужений.

Регент храма святого Архангела Михаила

Наталья Пунанова

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *